Свердловского министра здравоохранения Андрея Цветкова отправляют в отставку. Во главе минздрава он пробыл два с половиной года — с 22 декабря 2017-го. За это время в уральской медицине произошло несколько скандалов, и самые громкие из них были связаны с недовольством самих врачей условиями работы.
Тубдиспансер: «Видим, как умирают люди, которые могли бы жить»
Меньше чем через год после назначения нового министра, в сентябре 2018-го, медики Свердловского противотуберкулезного диспансера, главврачом которого, кстати, когда-то работал Андрей Цветков, рассказали о работе отделения на улице Камской. Сотрудники заявили, что из больницы отделение превращается в хоспис, из реанимации за несколько месяцев не вышел живым ни один пациент.
— Видим, как умирают люди, которые могли бы жить. С апреля этого года из реанимации не было выписано ни одного живого. Нет, был один, его перевели в другую больницу с кровотечением. Если начнутся проверки, все эти смерти зафиксированы в журнале дежурств, — рассказывали они.
Впрочем, сотрудники согласились только на анонимный разговор. На вопрос, почему не обращаются в минздрав, они ответили:
— Считаем, что бесполезно. Просто напрасно потеряем место работы. Обратились к юристам-правозащитникам. Сейчас мы надеемся, что благодаря огласке информация дойдёт до главного фтизиатра России. Если начнутся проверки, мы готовы отказаться от анонимности. Я думаю, все коллеги в отделении нас поддержат.
В минздраве тогда ответили, что «протоколы ведения пациентов соответствуют порядкам оказания медицинской помощи при данной патологии. Все назначения оформляются коллегиально, путем проведения врачебной комиссии в составе трёх врачей, с дополнительным привлечением консультантов (инфекциониста и реаниматолога)».
Увольнение хирургов в Нижнем Тагиле
В 2019 году голоса медиков стали звучать громче и чаще. В августе несколько хирургов нижнетагильской больницы № 1 написали заявления об увольнении из-за высокой загрузки и при этом низких зарплат. Врачи рассказали, что обращались и к руководству больницы, и в минздрав, но их не услышали.
— Зарплата — это не самое главное, это не первое требование. Основное наше условие — это кадровое усиление, улучшение круглосуточной диагностики и правовая защита врача перед пациентом и его родственниками, — объяснял заведующий хирургическим отделением ГКБ № 1 в Нижнем Тагиле Юрий Изотеев.
Скандал дошел до Кремля, губернатор провел экстренное совещание и начал финансовую проверку больниц.
— Считаю, что ситуация с увольнением хирургов в Нижнем Тагиле сложилась прежде всего из-за возросшей нагрузки на специалистов и просчетов в организации работы медицинских учреждений на местах, — говорил тогда Евгений Куйвашев. — В то же время немаловажной причиной является, на мой взгляд, и недостаточная кадровая работа как со стороны главврачей тагильских больниц, так и со стороны областного министерства здравоохранения.
Одновременно минздраву пришлось тушить аналогичный пожар в Каменске-Уральском.
Онкодиспансер: увольнение ведущих врачей
Осенью 2019-го из областного онкодиспансера уволились трое врачей с мировым именем. Буквально в один день заявления на стол положили заведующий центром амбулаторной химиотерапии Владислав Петкау, руководитель химиотерапевтической службы Наталья Страхова и заведующая отделением противоопухолевой лекарственной терапии Ирина Булавина. А до них из онкоцентра ушли еще несколько докторов.
Источник E1.RU назвал причиной увольнения докторов профессиональные разногласия с новой администрацией — после прихода министра Цветкова сменился главврач онкодиспансера, им стал Владимир Елишев.
В самом онкоцентре сначала хранили молчание, а потом назвали увольнение ведущих врачей «стандартной ситуацией».
— Увольнение сотрудников — стандартная ситуация для любой организации. Специалистов, которые приняли решение покинуть наши ряды, заменят не менее квалифицированные врачи. В настоящий момент Свердловский онкологический диспансер в полной мере укомплектован квалифицированными кадрами.
ОДКБ: «Зарплаты всех медиков, а не только "приближенных", должны достигать цифр майских указов»
113 сотрудников Областной детской клинической больницы написали в декабре прошлого года открытое письмо, в котором рассказали о низких зарплатах врачей, медсестер и лаборантов. Они сообщили, что врачи высшей категории получают «на руки» от 40 до 50 тысяч рублей, зарплата младшего медицинского персонала составляет от 20 до 30 тысяч рублей.
— Руководство отчитывается о средних заработных платах «по больнице». Официально озвучена цифра 80 тысяч рублей для врачей и 46 тысяч рублей у медсестер. Смысл этой статистики для конкретного врача, получившего с переработками 40 тысяч рублей на руки, полностью отсутствует, — говорилось в обращении. — Заработные платы всех медиков, а не только «приближенных», должны достигать целевых цифр майских указов при работе на одну ставку, без переработок, и это должно быть зафиксировано в виде персональных стимулирующих выплат у каждого из нас в трудовых договорах.
После этого министру пришлось ехать и лично встречаться с коллективом ОДКБ. Он сообщил медикам, что внутренняя проверка подтвердила их слова.
Проверка коронавирусом
В июле Росздравнадзор сообщил, что нашел много нарушений в том, как минздрав Свердловской области и управление здравоохранения Екатеринбурга работают во время пандемии коронавируса.
Так, расходятся сроки проведения и предоставления результатов тестов на COVID-19, слишком малое число пациентов с диагнозами «ОРВИ» и «грипп» проверяют на коронавирус (3,3% в апреле, 10,4% в мае), низкий удельный вес подтверждения результатов исследований на COVID-19 при проведении ретестирования и низкая интеграция информационных систем, которые используют больницы региона, что усложняет анализ данных об оказании медицинской помощи пациенту в стационаре и на амбулаторном этапе.
Также оказалось, что областной минздрав, больницы и центр по мониторингу ситуации с COVID-19 представляли разные данные о перепрофилированном коечном фонде. Получилось, что в некоторых больницах число занятых пациентами с COVID-19 коек превышает число выделенных для этого мест. При этом не во всех больницах хватает нужного оборудования, анестезиологов-реаниматологов, медицинских сестер и медсестер-анестезистов.
Информацию передали в Генеральную прокуратуру и Министерство здравоохранения РФ, после этого стало известно о скорой отставке министра Андрея Цветкова. Заменить его может главврач детской городской больницы № 9 Андрей Карлов.
Свердловская область уже долгое время занимает второе место после Москвы по количеству новых выявленных случаев заражения коронавирусом в сутки. 28 июля прирост составил 209 пациентов. Эпидемиологи считают, что мы близки к тому, чтобы начать снижаться с плато.