В борьбе с пандемией мы благодарим медиков больниц и скорой помощи, но не видим борьбу с COVID-19 сотен других специалистов. Дезинфекторы каждый день выходят в очаги заражения и сдерживают распространение коронавируса. Заведующая отделом дезинфекции центрального екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» Светлана Акулова рассказала, как в мирное время они предотвращают вспышки заболеваний и почему первая волна заболевших коронавирусом была уровня «комфорт-плюс».
— Какой была ваша работа до эпидемии и как изменилась с её приходом?
— С наступлением коронавируса наша жизнь кардинально поменялась. На протяжении последних нескольких месяцев не было точного графика. Вызов мог быть и в десять утра, и в восемь вечера. Наш отдел работал в режиме повышенной готовности, и как только поступал звонок, у нас был ровно час, чтобы приехать по указанному адресу и провести дезинфекцию в случае подтверждённого диагноза [коронавирус].
Нам уже приходилось работать в очагах, в том числе в очагах туберкулеза, поэтому такая работа нам знакома, другое дело, что её количество резко возросло. Однако вызовы на такие адреса прибавились к предыдущим, поэтому можно сказать, сейчас мы работаем с двойной нагрузкой. И чесотка, и микроспория никуда не делись, они есть в городе, и от клещей территории тоже нужно обрабатывать. У нас есть дезинфекционные, паровые, электрические камеры, поэтому мы еще «прожариваем» белье для нужд больниц. После выписки больных из стационара нам привозят его тоннами.
Не так давно схема работы изменилась. Если раньше мы двигались с машинами скорой помощи и фиксировали госпитализацию, то сегодня мы все передвигаемся отдельно. Утром получаем списки госпитализированных вчера, после чего обрабатываем эти адреса. Всего в городе у нас три филиала, поэтому мы распределяем адреса по территориям.
— Какая нагрузка у вашего филиала?
— У нас работают две бригады, в каждой — по два дезинфектора (ими могут быть только врачи-эпидемиологи), но в запасе есть еще одна, которую мы вызываем, если не успеваем выполнить работу. На потом работу никогда не оставляем.
В среднем каждой бригаде достается по 20 вызовов на день, рекорд — 51 адрес на две бригады. После изменения схемы работы мы стали работать оперативнее. Если раньше простой в ожидании машины скорой был порядка шести часов, то сейчас мы её не ждем, а действуем на следующий день.
— Что вы обрабатываете после того, как у человека подтвердился коронавирус?
— В начале эпидемии мы приезжали на адрес и ждали, когда скорая проведет опрос, заполнит документы и выведет больного или контактного из квартиры. После этого мы обрабатывали его жилище и двери. После того как пациент уезжал на скорой, мы обрабатывали подъезд (лифт, лестничные клетки, кнопки, ручки). Работали только в той зоне, где он передвигался, соответственно, если он жил на пятом этаже, обработка шла с пятого этажа вниз, по маршруту его движения. Дальше должна подключаться управляющая компания и делать свою дезинфекцию. Это уже их зона ответственности.
Но после того как схема работы изменилась, мы не можем попасть в квартиру, потому что больной госпитализирован, либо там находятся другие люди, которым нельзя выходить, как контактным. Следовательно, мы обрабатываем места общего пользования в подъезде, лестничные пролеты, лифтовые холлы, сами лифты, входные двери, дверные ручки, почтовые ящики, домофоны. Мы усилили и поменяли оборудование, чтобы всё делать еще быстрее. Если раньше на дезинфекцию одного подъезда уходило по 30–40 минут, то сейчас можем управиться за 7 минут.
— Были ли какие-то споры с людьми по поводу обработки подъездов, квартир?
— Всё происходит по отработанной схеме, если нам не препятствуют. Бывает, что лезут под руки, причитают, мешают. Хорошо, что сейчас нам не нужно обрабатывать квартиры, потому что там чаще всего и случались конфликты. При обработке мы распыляли легкую «водяную» пыль гидропультами, надо понимать, что это не лужа. Некоторые больные, беспокоясь за свое имущество, просили не проходиться по каким-то поверхностям: «Тут не надо, здесь дверь распухнет, а тут ламинат». Такие сложности участились, когда круг заболевших и контактных расширился.
Первым слоем больных были люди уровня жизни «комфорт-плюс», прилетевшие из Италии, Греции, Австрии. Позже стало тяжелее, частенько стали встречать людей в алкогольном опьянении, тех, кто подсмеивается, гадости говорит, оскорблял, иногда нам приходилось вызывать полицию.
Даже сейчас есть те, кто совсем не рад нас видеть в подъезде. Может, люди устали сидеть дома, и им хочется выплеснуть гнев. Еще часто просят зайти обработать в соседний подъезд/дом или спрашивают: «А почему вы только пятый этаж обработали, почему не пошли на шестой, на восьмой, на десятый? Что мы, не люди?» Да, конечно, люди, просто дальше уже работают управляющие кампании, а у нас есть четкий план обработки, от которого мы не можем отступать.
— Вы выезжаете на обработку подъездов, где живут больные с легкой и бессимптомной формой COVID-19?
— Да, у нас есть и такие адреса. Заявки на дезинфекцию мест общего пользования в жилых домах должны подавать сами больницы. Они получают сигнал, что пациент остался дома, ему заводят амбулаторную карту, прикрепляют заявку на дезинфекцию и передают её нам. У нас сейчас два потока информации. Первый — от скорой, которая госпитализировала и увезла больного, и второй поток — от больниц, которые нам дают адреса тех, кто находится на домашней госпитализации с легкими и бессимптомными формами. Такие адреса мы также обрабатываем единожды, а дальше подключается управляющая компания, которая должна продезинфицировать весь подъезд. Им приходит предписание от Роспотребнадзора, и им следует отчитаться по работе, но их работу мы не проверяем.
— Чем вы обрабатываете? Как можно понять, что подъезд обработан?
— Хлоркой мы не работаем намеренно, так как она вызывает аллергические реакции, а также у многих провоцирует панику и мысли: «Пахнет хлоркой, значит, здесь что-то было». Поэтому мы пришли к тому, что будем работать на концентратах. Они прозрачные, в первые 15 минут обладают легким лимонным запахом, а после и он пропадает. Эти концентраты достаточно деликатны, почти не токсичны для людей, не повреждают ткани, не оставляют желтых пятен на стенах, не вызывают коррозию металлов, только оставляют после себя мелкокапельные разводы. Часто бывает, что через неделю приезжаем на соседний адрес в этот же подъезд и видим, что управляющие кампании не удосужились провести влажную уборку и стереть с зеркал или с лифтовых панелей эти капли. Сразу видно, где наши работали.
— А отделения в больницах тоже вы обрабатываете?
— Как правило, у всех больниц есть лицензия по дезинфектологии. Поэтому больницы делают обработку сами после каждого выбывшего человека. Если пациента перевозят с адреса на адрес, то дезинфекция тоже делается силами больницы. Точно так же, как и дезинфекция машин скорой помощи, она проводится после каждого маршрута, когда больного определили в больницу. Однако у нас есть заявки и от лечебных учреждений, если они не справляются, работаем с ними по договору.
— Сколько времени обрабатывается одна машина?
— Время «выстойки» — от 15 минут до часа, это зависит от того, какое дезинфицирующее средство есть у больницы. Существуют препараты с фиксацией за 20 минут, а с некоторыми препаратами нужен час. Все больницы укомплектованы, чем нужно.
— Ваши сотрудники переживают, когда идут в очаг?
— Безусловно, они боятся и переживают. Мы — живые люди, у нас есть семьи, у кого-то — пожилые родственники. Поэтому мы на 150 раз проверяем технику безопасности, постоянно проводим учебу, обрабатываем себя и свои машины. Как врачи, мы регулярно сдаем анализы на коронавирус, контроль жесточайший. Мы обеспечены всем для защиты своего здоровья: очки, респираторы, маски, перчатки (тонкие и толстые), костюмы, дезинфицирующие средства. Кроме очков, всё выбрасывается. Они проходят «прожарку» в дезкамере и «выстойку» в спецрастворе, после этого просушиваются и используются дальше. Костюмы, перчатки, респираторы с фильтрами 3-го типа с биологической защитой и бахилы «прожариваются» при температуре 120 градусов и утилизируются, респираторы еще и разрезаются, чтобы никто не мог их использовать.
— Как вы выбрали эту работу?
— Когда поступала в медакадемию, знала, что буду работать в СЭС. Изначально работала врачом по коммунальной гигиене, потом стала руководить этим подразделением. Несмотря на то, что мы испытываем дикую усталость, я и все мои сотрудники гордимся, что работаем здесь и боремся с коронавирусом. Мы не можем расслабляться и за счет этого держимся.
Портал E1.RU запустил проект «Спасибо, доктор!». Мы познакомим вас с 17 медиками, которые ежедневно борются с COVID-19. Также на нашем сайте стартовал онлайн, в котором мы будем публиковать ваши теплые слова в адрес тех, кто помог вам сохранить здоровье. Вовсе не обязательно, чтобы ваши истории были связаны с коронавирусом. Пишите нам во всех мессенджерах: +7 909 704-57-70.
Один из 17 медиков — инфекционист 40-й больницы, которая приняла первого пациента с COVID-19, также вы можете почитать интервью с уральским эпидемиологом, который вместе с коллегами проводит расследования по каждому случаю COVID-19.