По данным Роспотребнадзора, среднее число бессимптомных больных COVID-19 в России 30%. При этом многие врачи и ученые считают, что реальная цифра может быть смело увеличена до 50%. Нужно ли сдавать тест на коронавирус, если тебя ничего не беспокоит? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией, где проводят исследования на COVID у бессимптомных пациентов. Екатерина Ворошилина — доктор медицинских наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Уральского государственного медицинского университета. Меньше чем за месяц она провела со своими сотрудниками 1000 исследований, и 2% из них дали положительный результат. Мы узнали, помогут ли такие тесты остановить эпидемию в Екатеринбурге.
— Кто может сдавать тесты на коронавирус? Есть люди, которым это запрещено?
— Мы строго придерживаемся регламента Роспотребнадзора относительно того, кому и как мы можем проводить тесты. По сути дела, мы обследуем тех людей, с которыми любой может встретиться в повседневной жизни. Лица, заведомо подозрительные на наличие коронавирусной инфекции, обследуются в лаборатории Роспотребнадзора. Также мы не обследуем лиц, которые находятся на карантине как контактные по коронавирусной инфекции или вернулись из других стран, Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти люди попадают в поле зрения Роспотребнадзора.
— Как вы узнаете, контактировал человек с заражённым коронавирусом или вернулся из другой страны?
— Мы делаем все возможное для того, чтобы люди, обратившиеся к нам, были в безопасности. Тестирование на COVID-19 проводится только по записи. Уже на этом этапе клиента информируют о том, что мы принимаем только клинически здоровых лиц, не имевших контактов с больным коронавирусной инфекцией и не находившихся в ближайшие 14 дней за границей, в Москве или Санкт-Петербурге. На каждого клиента выделено свое время. При обращении клиент предъявляет паспорт и подписывает информированное согласие, которым подтверждает сведения о себе. Для обследования на COVID-19 мы используем пункт приема анализов при лаборатории, куда приходят только желающие обследоваться на коронавирус. Сразу при обращении мы проводим термометрию, если есть температура, насморк или кашель, мы отказываем в исследовании. После каждого клиента производится санитарная обработка и смена средств индивидуальной защиты. Результаты теста мы присылаем по электронной почте, чтобы избежать ещё одного визита в клинику.
— А если человек был за границей в последние две недели, но подписал соглашение?
— Это крайне маловероятно, так как данные о всех прибывших из-за границы и контактных по коронавирусу имеются у Роспотребнадзора. Тем не менее вопрос достоверности информации — это вопрос ответственности каждого человека. Если мы получаем положительный результат, мы сразу же передаём данные пациента в Роспотребнадзор. В течение двух часов привозим пробу к ним на подтверждение. Мы пользуемся тест-системой «ДНК-Технологии», у Роспотребнадзора — другие тесты. Таким образом, подтверждение положительных результатов выполняется тремя разными тест-системами. Поэтому нашим результатам можно доверять. Дальнейшие противоэпидемические мероприятия проводят эпидемиологи Роспотребнадзора.
— Какие санкции людям, которые обманули врачей?
— До настоящего времени мы с такими случаями не сталкивались.
— Кто и зачем сдаёт тесты на коронавирус?
— Основная масса людей, которые к нам обращаются, — это те, кто ответственно относится к своему здоровью и беспокоится о своих близких, они готовы потратить деньги, чтобы пройти это исследование, ведь оно платное. Некоторые собираются за границу, но не могут выехать без результатов анализов. Мы также проводим исследования для корпоративных клиентов.
«Нередко работодатели хотят обследовать своих сотрудников, понимая риск закрытия на карантин при появлении одного инфицированного в коллективе»
Мы выезжаем на предприятия для забора проб.
— Если у человека нет симптомов, какой смысл делать тест?
— По статистике, более 50% инфицированных не имеют клинических симптомов. Но именно эти люди являются источниками инфекции для окружающих. Таким образом это вопрос и личной, и общественной социальной ответственности. Никто не застрахован от встречи с этой инфекцией, поскольку невозможно полностью исключить социальные контакты. Например, если пользуетесь общественным транспортом, ходите в магазин, продолжаете работать, — риски заражения есть. Необходимо также проявить заботу о пожилых людях, с которыми вы контактируете. Сегодня сформирована маршрутизация по обследованию на CОVID-19. Лечебные учреждения обследуют клинических больных, Роспотребнадзор — контактных и приехавших из других стран. Мы работаем с остальной популяцией. Выявляя бессимптомных носителей, мы быстрее справимся с эпидемией. Замечательно, что сейчас мы все работаем сообща.
— За время работы вы провели достаточно большое исследование, и 2% дали положительный результат. Это много или мало?
— Наши данные сложно экстраполировать на всю популяцию. Тем не менее полученные нами данные близки к данным по другим странам и регионам России.
— Как часто нужно сдавать тесты на коронавирус?
— Для медицинского персонала, работающего с COVID-19, необходимо проходить обследование раз в неделю. Таких рекомендаций мы придерживаемся. Для других категорий рекомендации на сегодняшний момент не выработаны. Если сотрудники предприятий единовременно обследовались, и у всех был отрицательный результат — это уже хорошо.
— Вы проводите тесты на антитела к COVID-19?
— Мы планируем это делать, как только на рынке будут доступны зарегистрированные тест-системы. Определение антител целесообразно для выявления переболевших. Сейчас у нас много людей, которые подозревают, что переболели коронавирусом. Но это могла быть обычная ОРВИ. Будут ли тесты на антитела пропуском в свободное перемещение — большой вопрос. Но это точно будет крайне ценная информация.
— Есть прогнозы, когда появятся тест-системы на антитела?
— Ожидаем, что начнём делать тесты в конце мая — начале июня. Это даст нам больше информации и повысит качество диагностики.
— Мы подошли к пику эпидемии?
— Ряд экспертов полагают, что мы подходим к нему. И чем больше мы сейчас выявим потенциальных распространителей инфекции, тем больше мы локализуем контактов, тем быстрее пойдет на спад эпидемия, а мы вернемся к привычной жизни.