![Протоиерей Сергий Вогулкин 20 лет работал хирургом в свердловских больницах | Источник: Коллаж: Анна Рыбакова / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/98/55/77/9855770240643e24a251af64e4a9dbde/656x438_1:5523_bade7f157a53eccbedfca7f3e8eb4a9a@1200x800_0xStSzlSZD_8013478411543820758.jpg.webp)
Шайдуриха — старинное уральское село в Невьянском районе в семидесяти километрах от Екатеринбурга. Протоиерей Сергий Вогулкин — настоятель местного храма Николая Чудотворца. Мирская профессия протоиерея — врач. Двадцать лет он проработал хирургом в свердловских больницах: 23-й, 32-й, областной. Делал операции, спасал людей, занимался научными исследованиями по анатомии и физиологии. Преподавал в свердловском мединституте.
И сейчас, уже будучи священником, он не оставил медицину, читает не только проповеди деревенским бабушкам — народ в деревне в основном возрастной, — но и лекции в медицинском колледже: основы хирургии, реабилитацию, основы патологии. Когда еще недавно было недопонимание между властями, санитарными врачами и православными верующими, которые, несмотря на все запреты, толпами шли в храм, он начал убеждать праздновать Пасху дома. Он считает, что это не только его позиция как врача и ученого, но и как священнослужителя.
— Уже нет никакого спора (между верующими и властями с Роспотребнадзором), недопонимания тоже нет, — уверен протоиерей Сергий. — Достигнут консенсус. Ситуация очень простая. Самоизоляция нужна. Надо находиться дома, особенно пожилым. Поэтому вместе с психологами-волонтерами я консультирую людей, у которых есть духовные потребности побеседовать, спросить совета: как быть.
Звонки со всей России, даже из Минска позвонили. Люди переживают: как быть. Например, сегодня звонит женщина: «Я очень хочу поучаствовать, прийти на Пасху в храм». Я отвечаю: «Смотрите, в субботу должен служить сам патриарх. Я за долгие годы своей службы только раз сподобился служить с патрирахом. А он сам, можно сказать, придет домой к вам. Вы послужите вместе с ним. Это же замечательно».
— Многие рассуждают так: мы не боимся, ведь Бог нас защитит.
— Я объясняю, что позиция «мне не страшно, со мной ничего не случится» — это гордыня, самый большой грех. Говорю: «Давайте не будем в светлый праздник грешить гордыней. Не надо этого делать». Таким образом объясняю. Люди понимают.
— Задают практические вопросы? Например, как освятить яйца, куличи.
— Да. Есть такие вопросы. Говорю: «Какая же это проблема? Наверняка у вас осталась святая вода с Крещения. Поставьте иконку, свечку, возьмите крещенскую воду и скажите: "Благословляется, освящается снедь сия окроплением воды сей во имя Отца, Сына и Святого Духа"… Три раза произнеся такую фразу, кушайте снедь освященную. Масло есть освященное, пожалуйста, помажьте им куличи.
«Но идти в храмы ради освящения толпами — это опасно. Не рекомендовано ни церковным начальством, ни властями. Не идите на двойное нарушение»
— Есть предложение Пасху отметить, поставив ночью свечку на окно.
— Я против. Бабушка поставила на окно, рядом занавеска, всё вспыхнет. Свеча у иконы должна стоять. Не надо этого делать, плохая выдумка. Кстати, насчет огня. Многие беспокоятся: мы не получим благодатный огонь. Я говорю: «Почему не получите? Благодатный огонь будет гореть в каждом храме не один день, не два, а несколько месяцев, возможно, до конца года.
И в любой день, когда закончится самоизоляция, можете прийти и взять огонь». Всё решаемо. Храмы открыты, там идут службы. Но сам патриарх будет служить без прихожан. Послужить с патриархом, митрополитом — счастье. Вот так разговариваем.
![Вербное воскресенье в Екатеринбурге. Прихожане игнорировали все запреты и рекомендации | Источник: Артем Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/4d/c6/2b4dc6f0ac4d143f369e29b2005b3a9e/656x412_1_41f21bd5bcfc922b14518a7f4d61b6aa@683x428_0xwggmIHhk_5360909976066941629.jpg.webp)
— Спорят?
— Бывает непонимание. Недавно позвонила женщина и говорит категорично: «Мы идем в храм». Я ей: «Подождите, а кто на это благословил? Вы как минимум нарушили благословение Святейшего, призвавшего оставаться дома, порядки, установленные государством. Вы гордые такие? Ходите, несмотря ни на что. Вы зачем Господа искушаете. Идите домой и соблюдайте, что положено. Вы заболеете, заразите близких — где любовь к ближнему? Вы можете нести болезнь еще до первых ее признаков. Принесете в храм.
Конечно, там соблюдаются все меры безопасности. Но если вы носитель вируса? А где ваша любовь к людям? Вы как себя чувствовать будете, если из-за вас кто-то пострадает?» Согласилась, убедил. Надо разумно и спокойно всё решить. Сейчас можно исповедоваться даже по телефону. Лучше всего проявить терпение, послушание. Это будет сейчас благое дело. А благодаря благим делам, возможно, нас и минует это испытание. Я понимаю, что люди готовились, собирались участвовать в крестном ходе, настраивались. Соблюдали пост. И тут такое… Но что делать, время такое.
«Чума приходила, холера — так же храмы работали, колокола звонили круглые сутки, но меры предосторожности были такие же. Переживем. Всё будет хорошо»
— Своих прихожан вы правильно настроили? Вас в деревне слушают?
— Конечно. Мои основные прихожане — пожилые люди, они будут смотреть трансляцию по телевизору. Я буду служить один. Потом причастие со всякой предосторожностью развезу по их домам. В маске и перчатках. Всё по инструкции. В дом не буду заходить, конечно. Договорились, что выходят ко мне только в масках. На это уйдет несколько часов, но что делать. Это мой выбор, моя забота. А их забота — сидеть дома.
Прочитайте также, как представители других конфессий на Урале соблюдают обычаи и молятся в условиях карантина.