В психиатрической больнице № 3 работают 12 собак-терапевтов. Раз в неделю они приходят в больницу, чтобы помочь пациентам, страдающим серьезными психическими расстройствами, быстрее пройти реабилитацию и вернуться к обычной жизни.
— Заболевания у наших пациентов самые разные: от органических поражений головного мозга до личностных расстройств и невротических нарушений, — рассказывает психолог Сергей Петухов. — Занятия с собакой могут оказать на них лечебный эффект. Изменения начинаются на физиологическом уровне. Это непосредственный тактильный контакт.
Сергей Петухов отметил, что у пациента после взаимодействия с собакой-терапевтом снижается уровень гормона стресса (кортизола) и поднимается уровень гормона счастья (эндорфина). Всё это хорошо влияет на настроение людей.
Канистерапия — метод социально-психологической реабилитации, в котором участвуют специально отобранные и обученные животные — собаки-терапевты. Все занятия проходят в форме игры, в которой охотно участвуют пациенты. Стоит собакам войти в зал, на их лицах появляется радость: они будто возвращаются в детство.
— В кабинете только что находился человек в депрессивном состоянии, у него были слезы на глазах. Но вот он видит собаку и сразу преображается, начинает с ней играть. В конце занятия его эмоциональное состояние становится более позитивным, — говорит Сергей Петухов.
В занятиях участвуют пациенты, врачи и волонтеры организации «Краски жизни». Чаще всего это хозяева собак-терапевтов. Они становятся посредниками между животными и пациентами.
— Наша задача — научить людей общаться друг с другом, не бояться выходить во внешний мир и вернуться к своей нормальной жизни в обычную среду. С собакой тренировать коммуникативные навыки легко и приятно. Она никогда ни о ком не имеет оценочного суждения, не ставит двоек и пятерок и всегда дружелюбна, — объясняет директор «Красок жизни» Марина Иванова.
Каждое занятие начинается и заканчивается одинаково: с ритуалов встречи и прощания. Во время игры пациенты могут делать задания на развитие памяти, навыков общения. Врачи говорят, что благодаря канистерапии положительные изменения происходят даже у пациентов, страдающих шизофренией.
— У нас был пациент с серьезным психическим нарушением, который большую часть времени «погружен в себя», отчужден. Он мог отвечать на вопросы врачей, но при этом у него не было эмоциональной реакции. Никто не ожидал, что во время занятия он будет включаться в работу. Как же мы были удивлены, когда он преобразился буквально с первых минут, начал смеяться, оживленно откликаться на контакт с собачкой! Для него это было очень нетипично, — вспоминает Сергей Петухов.
Пациенты психиатрической больницы часто не могут запомнить имена врачей, волонтеров, но не забывают кличек собак, даже если не видели их несколько месяцев. Стоит только им зайти в зал, как с разных сторон доносится: «О, вот Клюква пришла! Тата пришла!»
— У одного из пациентов был страх перед собаками. На занятиях он работал исключительно дистанционно, к животным не подходил. Говорил: «Боюсь, и всё!» Как-то раз мы привели ирландского волкодава размером со среднего пони, и этот пациент почему-то безо всяких сомнений пошел с ним обниматься. Он собаку гладил, общался с ней. У них возник сильный эмоциональный контакт. Ведущая спросила: «Вы же боитесь собак, разве нет?» И пациент ответил: «А это что, собака?» Оказалось, что он не воспринял волкодава как собаку. Для него это было милое, доброе существо, — вспоминает Марина Иванова.
Татьяна (имя изменено) — одна из пациенток психиатрической больницы. На лечение попала недавно и сама вызвалась участвовать в занятии по канистерапии.
— Это было очень веселое и позитивное мероприятие, — рассказывает девушка о своих впечатлениях после первого занятия. — Все собаки воспитанные, умные и дружелюбные. Мне очень понравилось с ними общаться. Больше всего — с маленькими, с цвергшнауцером Тактикой и чихуахуа Пикки. Они безумно милые создания! Это занятие подняло мне настроение, я бы с удовольствием поучаствовала в нем еще!
Для того чтобы работать в больнице, животным необходим сертификат собаки-терапевта или ассистента. Они не должны испытывать агрессию по отношению к животным и человеку. Но самое главное — безоговорочно принимать всех людей, вне зависимости от их состояния. В том числе неуравновешенных пациентов с неадекватным поведением.
— Далеко не каждая собака может стать канистерапевтом. У собаки должны быть устойчивая нервная система, низкая возбудимость, лояльность к другим животным, доброжелательность, высокая эмоциональная чувствительность по отношению к человеку, — говорит психолог-канистерапевт Любовь Владыкина.
Порода собаки-терапевта не важна. В больнице работают чихуахуа, йоркширские терьеры, цвергшнауцеры, лабрадоры, ирландские терьеры и ирландские волкодавы. Ограничения касаются только дрессировки.
— Если собака проходила дрессировку на защитно-караульную службу, к работе в качестве терапевта допустить ее мы не сможем. Иначе или у собаки мозг сломается, или она просто сорвется, — объясняет Мария Иванова.
В УрФО пока лишь 40 собак с аттестатом терапевта (это крайне мало). При этом только за год собаки-лекари помогают более чем 160 пациентам психиатрической больницы справиться со своим тяжелым психическим состоянием и вновь научиться общаться с людьми.
Ранее мы публиковали 12 самых распространенных мифов о психиатрии, которые разобрал заведующий диспансерным отделением психиатрической больницы № 3 врач-психиатр Алексей Киях. Также предлагаем вам прочитать его колонку о том, как вести себя с психически больными людьми.