Поход на консультацию к врачу закончился для екатеринбуржца Султана Хабибрахманова двухнедельным лечением в отделении гнойной хирургии и подорванным здоровьем. К доктору он обратился из-за проблемы с руками. Султан занимается ремонтом мототехники, работает в перчатках, но периодически у него опухают пальцы, лопается кожа на них. Врачи причину найти не могут.
Осенью у мужчины снова заболели руки, и 6 ноября 2019 года он отправился на платный прием к дерматологу больницы «РЖД-Медицина». Врач прописал Султану серьезный рецептурный препарат «Дипроспан» и предложил купить ампулу в аптеке и сразу сделать инъекцию.
— Я спросил: «Может, в процедурку пройти?» — вспоминает мужчина. — Врач ответил: «Да зачем, давай нагибайся». Он тут же без перчаток набрал жидкость в шприц, постучал по нему, положил на стол, колпачком иглу не закрыл. Чуть протер место, взял шприц, не стравив воздух, и снизу вверх воткнул.
Султан ушел, а дня через три ягодица, в которую сделали укол, начала ныть. Но большого значения он этому не придал и 17 ноября улетел с женой на запланированный отдых в Таиланд. Там ситуация усугубилась, через несколько дней образовалась шишка размером с кулак, поднялась температура. К тайским врачам екатеринбуржец не пошел, купил обезболивающее и антибиотики и оставшиеся дни до отлета домой пролежал в отеле.
— Конечно, это было больно, поначалу еще на мопедах в Тае ездили, приходилось как-то на одном боку сидеть. Потом стало невозможно лежать на спине, еще девять часов в самолете сидел, — говорит он.
Прилетев в Екатеринбург, он сразу пошел на прием к хирургу в ту же «дорожную больницу». Хирург, осмотрев место инъекции, по словам Султана, сказала, что гноя там нет, выписала антибиотик и отправила домой.
— Это была пятница, 29 ноября, до среды доктор сказала пить лекарство и растирать это место, а в среду, если не пройдет, прийти, чтобы она сама посмотрела и сделала разрез. Но в субботу у меня поднялась температура 39,5 °С, было очень плохо, хотя я привыкший ко всему. Попросил жену вызвать скорую, — рассказывает мужчина. — Меня привезли в 14-ю больницу, и там сразу сказали, что это абсцесс, нужна операция. После операции оказалось, что это не абсцесс, а флегмона, поражена мышца, откачали 450 граммов гноя, кусок мышцы вырезали. Сейчас у меня два шикарных разреза на попе, которые останутся на всю жизнь.
В отделении гнойной хирургии Султан пролежал две недели и был, по его словам, не единственным пациентом с таким осложнением после, казалось бы, обычного внутримышечного укола. Его предупредили, что несколько месяцев не будет полноценно работать нога, из-за того что пострадала часть мышцы, а лекарства негативно повлияли на иммунную систему, работу печени и почек.
После выписки мужчина отправился к главврачу «РЖД-Медицины» Жану Солдатову.
— Он извинялся, сказал, что это уже не первая жалоба на этого врача, но докторов не хватает. Предложил компенсировать тем, что я перейду в их больницу. Но я и так могу с полисом туда прийти. Я говорю, что потерял отпуск и две недели жизни из-за лечения, отпуск стоил 100 тысяч рублей, предложил им выплатить эту сумму и разойтись. Главврач на словах сказал, что принимает эти условия, и попросил пару-тройку недель на согласования с начальством, — продолжает Султан.
15 января екатеринбуржец получил письмо о том, что больница обратилась в страховую компанию, где застрахована ответственность их врачей, а 27 января юрист больницы сообщил, что вопросы о компенсации морального вреда решаются только в судебном порядке.
По словам Султана, после отказа в компенсации была еще одна странная ситуация в больнице. Он попросил копии квитанций об оплате приемов и выписку из карты, а когда пришел за ними, его попросили еще раз заполнить и подписать договор на оказание услуг, сославшись на изменившиеся правила.
— В договоре стояли ноябрьские даты, но к нему был приложен акт о выполненных работах уже от актуальной даты, январской, и в нем строка, что я никаких претензий не имею. Не стал его подписывать, оторвал эту страницу, женщина тут же у меня ее забрала со словами: «Ну понятно».
Султан собирается обращаться в суд и требовать с больницы компенсацию и морального, и материального вреда.
— Конечно, я ситуацию не хочу отпускать, буду обращаться в суд. А если бы я поверил хирургу? Заражение крови получил бы и сейчас с вами не сидел, — говорит он. — Тем более, если у них уже были косяки с этим доктором, почему они подвергают людей опасности?
Юрист Вадим Коротаев (он ведет многие известные медицинские дела) считает, что в этой истории есть вина двух докторов — и дерматолога, и хирурга, который отправил Султана домой, выписав антибиотики. Коротаев подчеркнул, что документов пока не видел и знает ситуацию со слов Султана.
— Постинъекционное осложнение — это не редкость. Если бы всё было обнаружено раньше, то не развилось бы гнойное осложнение, — сказал он. — Я думаю, здесь вина не только того доктора, который сделал инъекцию, но и врача, которая сказала: «Если всё будет хорошо, придешь в среду». Я не знаю, какая была картина в этом промежутке, но если обращению ко второму врачу предшествовал отдых в Таиланде, то длительность измеряется днями. Такой анамнез, на мой взгляд, не мог не насторожить. После того как пациент рассказал о своих мучениях, отправлять его в пятницу до среды, по-моему, было безрассудно. Что и подтвердили последующие события. Я считаю, нужно готовиться к гражданскому иску, и перспективы у него хорошие.
По словам Вадима Коротаева, флегмона, согласно критериям оценки тяжести вреда, причиненного здоровью, может быть расценена как тяжкий вред (наряду с перитонитом, плевритом, сепсисом).
— Позиция больницы непонятна. Со слов Султана, в устной беседе ему сказали, что готовы компенсировать 100 тысяч рублей, но потом взяли свое слово назад. Это хорошая сумма, и самое разумное для больницы — договориться [во внесудебном порядке], заплатить ее и не разводить эту историю, — считает юрист.
Начальник договорно-правового отдела «РЖД-Медицины» Александр Пономарев подтвердил E1.RU, что страховая компания, в которой застрахована ответственность врачей, ответила, что компенсировать моральный вред можно только при наличии решения суда.
— Материальных затрат пациент не понес, так как был прооперирован по полису ОМС, а моральный вред должен быть оценен при проведении экспертизы, назначенной судом, — сказал он. — В больнице также будет проведена экспертиза внутреннего контроля.
По словам Пономарева, судебный процесс и экспертиза также нужны, для того чтобы определить, было ли осложнение следствием инъекции, сделанной в больнице «РЖД-Медицина».
После выхода материала мы получили подробный комментарий по этой ситуации от медицинского учреждения. Публикуем его полностью:
«Руководство медицинского учреждения провело расследование по данному факту. По его итогам сообщаем: пациент был на консультации у врача 06.11.2019 г., в ходе которой ему было назначено лечение инъекционным препаратом. Пациенту также была назначена явка через неделю на осмотр (это обязательная практика, потому что после инъекции всегда имеется риск индивидуальной реакции организма на препарат/лечение и возможно развитие осложнений), однако, в нарушении рекомендаций лечащего врача, он не явился. Кроме того, в этот период совершил поездку в Таиланд, во влажный жаркий климат, в котором нормально временное общее снижение иммунитета в период акклиматизации, что может способствовать развитию различных инфекций.
В следующий раз на прием в дорожную больницу пациент явился 29.11.2019 г. и был осмотрен хирургом, с учетом местного процесса и состояния пациента было назначено лечение в объёме антибактериальной терапии и местного лечения. Контрольная явка была назначена через 4 дня, но 30.11.2019 г. у пациента наступило ухудшение в виде повышения температуры, после чего он обратился за помощью в другое медучреждение.
На данный момент ни судом, ни вышестоящими надзорными органами не установлена связь между действиями ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г. Екатеринбург» и наступившими для здоровья пациента последствиями.
Если гражданин считает, что ему некачественно оказана медицинская помощь в ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г. Екатеринбург», он может обратиться за разъяснениями к главному врачу или в страховую компанию».
Недавно мы рассказывали про екатеринбуржца, который оказался в реанимации после модной процедуры по насыщению крови озоном. К сожалению, некоторые истории заканчиваются трагично. Так, в Нижнем Тагиле мужчина, сам по профессии кардиолог, умер из-за капельницы с антибиотиком, который ему противопоказан, и об этом была запись в карте.