Во внутренние помещения подстанций скорой помощи вход ограничен. Снаружи меня ждут несколько мужчин. Они водители скорой. Сначала они сомневались, называть ли мне свои имена — не для публикации, в целом. Потом опасались диктофона.
Все потому, что они боятся лишиться своей работы, которая позволяет им людей спасать. И того, что Екатеринбург может остаться без половины скорых. А боятся они этого из-за перехода к новой аутсорсинговой компании (частной фирме, которая будет предоставлять городу машины скорой. — Прим. ред.).
— Они хотят, чтобы мы были либо самозанятые, либо «ипэшники». Сейчас с нами работает московская компания, в которой мы, во-первых, официально трудоустроены, получаем зарплату, получаем все отчисления, получаем больничный, получаем отпуска, — говорит водитель одной из подстанций скорой. — Сейчас нам предлагают оформить на себя ИП, что подразумевает — ни больничных, ни отпусков, ни официальной зарплаты. Все налоги мы будем платить сами за себя, отпуска и больничные тоже сами за себя — непонятно, из чего.
Мы приняли решение всеми подстанциями — просто взять и уйти. Идею поддержали 67 водителей. 1 февраля в 00:00 ни одна подстанция не выйдет на смену.
— Это 37 машин (те, что не относятся к муниципальной скорой. — Прим. ред.). Екатеринбург останется просто без скорых. Это закончится смертями, серьезными болезнями. Бизнес бизнесом, а людей не вернуть обратно. Люди могут остаться без помощи в самый нужный момент, а мы можем это предотвратить, — продолжает второй водитель. — Они как бы не нанимают нас, а покупают у нас услугу. Это то же самое, как если ты водителем мясо развозишь. Оно у тебя в машине испортилось — тебе штраф.
Водители скорых поставили условие: либо с ними заключают трудовой договор, в котором будет прописано, что им оставляют соцпакет и повышают зарплату, — либо они уходят.
— Если мы не подписываем контракты, никто пересаживаться на другие машины не будет. А 1 февраля в двенадцать часов ночи московские автомобили (сейчас скорые трех подстанций ездят на них. — Прим. ред.) встают. На условия ИП и самозанятых ни одна из трех подстанций не пойдет, уже решено.
Только трудовой договор с индексацией заработной платы. Она как была в 2015–2016 годах 22–23 тысячи рублей, так и в 2020 году — 22 тысячи рублей.
— Если нет — все 67 водителей прекращают свою работу, уходят домой. И должны выйти новые Ford’ы (московская компания предоставляет «газели». — Прим. ред.), — продолжил водитель скорой помощи. — Если мы уйдем, вся нагрузка ляжет на муниципальные машины скорой. Что станет? Честно?! Я не знаю, как долго станции скорой помощи простоят без водителей.
Сейчас в Екатеринбурге тринадцать станций скорой медицинской помощи. Три из них уже работают на аутсорсинге. Еще две скоро переведут на эту систему. Старая компания 1 февраля забирает свой автопарк «газелей», новая предоставляет автомобили марки Ford: 32 будут выезжать на вызовы, еще пять — резервные. Часть из них уже приехала в Екатеринбург.
— 1 февраля новая компания-аутсорсер обязана вывести свои автомобили на линию, это условия контракта. И мы убеждены в том, что они будут выполнены. Будут ли от данной компании работать водители, которые работали у предыдущего аутсорсера - это только вопрос трудовых взаимооотношений между водителями и компанией. На качестве и доступности медицинской помощи для жителей города это никоим образом не скажется, — прокомментировали ситуацию в Горздраве.
Первую екатеринбургскую подстанцию перевели на аутсорсинг еще шесть лет назад, в январе 2014-го. Конкурс на содержание автомобилей скорой выиграл пермский предприниматель Евгений Фридман. Мы тогда разговаривали с ним. Кстати, в его родной Перми, а также в Уфе скорую полностью перевели на аутсорсинг. Когда пару лет назад контракт на скорые в Екатеринбурге выиграл не он, а его московские конкуренты, водители испытали облегчение.
У него много долгов по предыдущим годам. Когда уходил он, с тех времен еще остался должен компенсации. Москвичи хотя бы деньги платят.
Скорые Евгения Фридмана этой осенью ушли из Копейска как раз после жалоб водителей, которые рассказали, что не получают зарплату и деньги на топливные карты. Причем, по словам водителей, проблемы начались именно после перехода в компанию Фридмана. А жители Копейска, в свою очередь, жаловались на то, что скорую приходилось ждать часами.
— Никакого аутсорсинга там больше нет, все официально трудоустроены. Но это стоило дикой крови: трехмесячные невыплаты зарплат, забастовки, невыходы скорой помощи на линию. Сейчас это грозит Екатеринбургу, — объясняет водитель скорой. — Давно пора перенести все на муниципальное назад. Пилотный проект не удался. Человек будет загибаться от боли, а водители из-за созданных условий просто откажутся ехать. Мало того, что мы получаем 23–25 тысяч рублей, мы еще должны ИП оформить и налоги сами платить. Мы и так работаем за идею, а не за деньги.
Идеальное решение конфликта для тех водителей, которые отказываются переходить в пермскую компанию, — возвращение в муниципальную скорую медицинскую помощь Екатеринбурга. Как это было раньше. Но договориться не получается. Водители дошли со своими претензиями до главврача Екатеринбурга и начальника скорой, но помочь они не могут — тендер на аутсорсинг разыгрывал Минздрав.
Прибегнуть к аутсорсингу пришлось, по словам главного врача Станции скорой помощи Екатеринбурга Игоря Пушкарева, из-за недостатка автомобилей. Он же в интервью Е1.RU говорил, что ни один водитель на тех подстанциях, где появится аутсорсинг, уволен не будет. Все они перейдут на другие подстанции. А пока Екатеринбург укомплектован водителями скорой на 70%.
— Это не скажется на работе скорой помощи. И на линию выйдет точно такое же количество бригад, как сейчас, вчера и месяц назад, — рассказал Е1.RU заведующий оперативным отделом станции скорой помощи Екатеринбурга Матвей Демин. — Просто другие водители.
Количество бригад не уменьшится никоим образом, этого не допустим ни мы, ни администрация
— По условиям контракта одна аутсорсинговая компания закончит работать, другая начнет. Компания по контракту предоставляет транспорт и водителя. У нас есть такая практика, да. Мы меняем организацию с одной на другую. И водители переходят.
Но, по словам водителей, это не выход.
— Даже если наберут «ипэшников» на скорую медицинскую помощь, в чем я сомневаюсь, качество услуг при такой ответственности упадет в десятки раз, — опасаются работники скорой. — Водители откажутся ездить с проблесковыми маяками, на срочность, будет дичайшая текучка, постоянные забастовки.
Эксперимент с переводом машин скорой на аутсорсинг на своей пресс-конференции похвалил Евгений Куйвашев. Еще он анонсировал повышение зарплат врачам и фельдшерам экстренной медицинской службы.