Месяц назад TikTok — социальную сеть, в которой пользователи могут делать короткие видео и накладывать на них музыку, — «взорвал» водитель скорой из Екатеринбурга. На видео он показывает, как автомобилисты реагируют на скорую со спецсигналами, и рассказывает об изнанке жизни водителя скорой помощи.
Его ролики набирают десятки тысяч лайков, у самого популярного — 1,8 миллиона просмотров. На условиях анонимности мы поговорили с блогером о том, как на него нападали во время вызовов, о его блоге и о том, хватает ли Екатеринбургу карет скорой (и отчего их порой приходится ждать так долго).
— Как вы начали вести TikTok?
— Очень предвзятое отношение к скорой, очень негативное. И это надо менять. Мы тоже люди, мы работаем и устаем. Когда на скорые вызовы едем, я всегда включаю видеорегистратор. Меня на подстанции все спрашивают, вопросы задают, начальство вопросы задает, и я немного притормозил видео выкладывать. Все говорят: «Вот, одной рукой рулит, другой в TikTok снимает!» Ну это же бред полный, понятно же, что это невозможно. Тем более на таких скоростях, на перекрестках, еще и со спецсигналом. Естественно, у меня на стекле висит видеорегистратор.
— А зачем?
— А вот спорная ситуация возникнет... Часто такое бывает. И ДТП бывает. Я, слава богу, не попадал. Вчера вот чуть два раза в ДТП не попал, тоже на скорой ехали. Меня человек и видел, и слышал: я не думаю, что у него в грузовике очень громко музыка играла, а у нас спецсигналы орали на все улицу.
И он просто взял и поехал поперек. Мне пришлось применять экстренное торможение, внутри скорой все полетело вверх дном...
Поэтому всегда ведется видеозапись, чтобы потом объяснить инспекторам, что я скорость снизил и в безопасности маневра убедился.
— Когда вы выложили первое видео, ожидали, что «выстрелит» и его посмотрят миллионы?
— Самое первое видео — там меня человек на Land Cruiser не пускал. Я на подстанцию приехал, говорю: «Мужики, так и так, прикиньте, вот такой попался мне». Они сказали отправить куда-нибудь, вдруг «сканает». Ну и, естественно, мы отправили. Отправили куда? В TikTok, а с TikTok — на Е1. И такие обороты это набрало! Я даже не ожидал. Меня нет нигде: ни во «ВКонтакте», ни в «Одноклассниках», ни в Instagram, я TikTok в Play Market случайно нашел. Ну и выложил, а вечером — восемь тысяч просмотров, двести комментариев или триста. Жена сказала: «Ну что, давай, поехали, звезда». Ну и «в шутку» все это и началось.
— Как коллеги относятся к тому, что вы это все выкладываете?
— Процентов семьдесят коллег меня поддерживают, остальные просто говорят — раз снимает, пусть снимает. Все анонимно: нет ни номера машины, ни бригады, единственное — знают номер подстанции, и то это уже определили по месту, откуда я выезжаю. У нас на подстанции шесть машин. Работаем везде. Можем уехать на Куйбышева, на 8 Марта. Но в основном ВИЗ, Академический и Юго-Запад.
Бывают до боли смешные вызовы. Приезжаем, пациент говорит: «Болит нога. Дайте мне больничный». Мы же не можем сказать — давайте-ка сами полечитесь. Вместо того чтобы реально спасать людей, бывает, просто ездим бинтик на ногу мотаем. На прошлой смене мы 21-летней девушке жизнь спасли, в прямом смысле. Мы буквально за 24 минуты и доехали, и первую помощь оказали, и госпитализировали.
— Вы заметили, что люди чаще стали пропускать машины скорой?
— Чаще, да. Но это связано, скорее всего, со штрафами. Штраф сейчас 5 тысяч рублей, и лишение прав на срок от трех до шести месяцев. Но если пациент в тяжелом состоянии лежит, а водитель скорую не пропустит… Был же уже прецедент: человека посадили за непреднамеренное убийство. Мы ведь не просто так просим нас пропустить.
— За последние три недели мы несколько раз писали о ДТП со скорыми в Екатеринбурге. То на 8 Марта не пропустят, то на Титова...
— Люди часто пишут в комментариях, что я медленно еду. Но они не понимают, что я не могу лететь через перекресток — это в принципе небезопасно. Я могу убить не только бригаду, но и людей вокруг. Когда ты едешь на зеленый по прямой со скоростью 70–80 километров в час — это одно, а когда ты на красный со спецсигналами несешься через перекресток — это совершенно другое. Днем большинство пробок, поэтому безопаснее. На перекрестке по четыре-пять машин стоит. А ночью он пустой и водители летят: красный, не красный — без разницы. Бывает, у людей музыка громко играет, бывает, просто не видят или не слышат. Кто-то игнорирует. Пешеход может просто идти в наушниках, глаза в пол. Кто-то считает, что пешеход не обязан меня пропускать. Пешеход — участник дорожного движения, и он точно так же обязан пропускать автомобили со спецсигналами. Будь это скорая, пожарная, ГИБДД или полиция.
— Сколько длится дежурство?
— Двенадцать часов. В 19:30 я заступил — в 7:30 утра я свободен.
— И на сколько вызовов вы успеваете съездить за это время?
— Сегодня за ночь было восемь, это достаточно много. Нужно доехать, полечить человека, объяснить, что нужна госпитализация. Очень много людей начинают сопротивляться, когда врач говорит, что нужно в больницу на более глубокое и детальное обследование. Не все же вызовы срочные. Но в любое общественное место — хоть больной живот, хоть палец порезал — мы должны ехать со спецсигналом. Это по закону так. Не важно, школа или детский садик, не важно, ребенок или пенсионер, мы обязаны ехать быстро.
— Как вы относитесь к тому, что многие требуют от фельдшеров надевать бахилы?
— Опять же вернемся к времени поездки. Жалуются, что скорая два часа едет. Вот у нас заходит бригада — и начинается: а давайте наденем бахилы, а давайте снимем обувь. Сколько времени на это уходит? Там десять минут, тут десять минут... В сумме получается два часа. Понимаете, вызовов много, очень много.
За день в Екатеринбурге бывает 2000 обращений, из них 1200–1300 — вызовы, это примерно на 80 машин.
— 80 машин для Екатеринбурга — это не мало?
— Это мало. Город-миллионник. 1200 вызовов на 80 машин, по часу минимум на каждый вызов, — это очень много. Поэтому появляются такие задержки. Кто-то сам в больницу уезжает, не дожидается скорой. Люди не могут дождаться скорой, потому что много обращений смешных. Сейчас работы очень много и загруженность процентов на 120. И эпидемии: ротавирусная, ОРВИ…
— Вы не слышали громкую историю про маленького мальчика с Уралмаша, который умер…
— Мать отказалась от госпитализации…
— Она рассказала Е1.RU, что, когда приехала бригада скорой, температура спала и все стало хорошо.
— Не было все хорошо! Я знаю эту историю со слов врачей: приехала бригада скорой помощи, причем вызов срочный: ребенок около полутора лет. Родители ребенка напичкали обезболивающим, естественно, температура спала. Приехала бригада скорой помощи, врач сказал, что нужна госпитализация и есть очень большие сомнения по поводу состояния ребенка. На что мать ответила: «Ну что мы поедем в больницу всякую заразу цеплять? Нет уж, увольте». Ну не потащишь же ее… Врач настаивал на госпитализации. Она подписала отказ. Естественно, часов через пять они вызвали скорую снова. В реанимации он скончался… Это все байки, что в скорой и в больнице цепляют болячки. Если врач скорой предлагает госпитализироваться, нужно госпитализироваться.
— Прошлой зимой мы не раз писали об инцидентах, когда на бригаду скорой нападали. В Реже несколько парней избили водителя скорой, а до этого в колонию отправили уральца, который избил фельдшера.
— На меня недавно напали. Это нормальное явление. Я хотел выложить видео по этому поводу, но времени все никак не было, работы много. Мы приехали на вызов, на улице человек пьяный упал: перепили с друзьями. Мы доехали за 12 минут, с учетом пробок в восемь часов вечера. Дедулю положили в карету скорой помощи, подходит его друг пьяный и давай долбить, сначала фельдшеру в стекло, потом мне. Я говорю: «Дружище, ты давай отойди от машины».
Дошло до того, что я достал гаечный ключ, потому что их там двое было и один кинулся…
Он потом отошел, я говорю: «Еще раз подойдешь, уж не обессудь». Я позвонил потом в полицию, объяснил им ситуацию, чтобы потом на меня ничего не было.
— Мне всегда было интересно, как определяется, в какую больницу повезут человека.
— Это делается в машине скорой помощи. Ну, как, во-первых, ставится первичный диагноз, затем врачи обзванивают бюро госпитализации, и уже бюро госпитализации решает, куда везти человека. Смотрят, какая нужна помощь, направленность диагноза. Бывает, что человек в одном районе, а везти нужно в другой. С травмами чаще всего везем в 36-ю, это вообще в Компрессорном.
— А чем отличается реанимобиль от обычной скорой? Нужны какие-то особые квалификации, чтобы на нем работать?
— Реанимобиль едет, когда человека уже спасать надо. Там есть все оборудование, которое может реанимировать человека. Серьезные вызовы: клиническая смерть, кома. Хотел бы я в реанимацию? Если честно — да. Но, наверное, стажа маловато. Водители там серьезные, и график у них поплотнее. Да мне и тут, как говорится, нравится, правда хорошо.
— Как становятся водителями скорой помощи?
— Нужен стаж: безаварийное вождение — у меня 12 лет. Категории B и C. Звонишь на подстанцию и говоришь: «Я хочу работать». Пройдешь собеседование, потом стажировку, обучение спецсигналам. Получаешь разрешение на использование спецсигналов. Потом в бой.
— В скорую работать обычно идут не для того, чтобы хорошо зарабатывать. Вы ощущаете, что помогаете людям?
— Ощущаю. Только я не прошу там… благодарности. Но приятно видеть, что человеку стало легче. А когда летишь на скорый вызов, прямо переживаешь. Хочется быстрее доехать, чтобы помощь оказать. Стараешься максимально близко бригаду довезти, чтобы быстрее до подъезда дошла.
Ранее мы публиковали интервью с фельдшером скорой помощи, который рассказал, что каждый вызов — русская рулетка, потому что никогда не понятно, нападут ли на тебя вновь. Еще одна проблема, с которой сталкиваются те, кто работает в скорой, — штрафы за превышение скорости. Их выписывают, когда фельдшеры едут на вызов, пытаясь спасти человеческую жизнь.