Ядовитая змея напала на Юрия в популярном природном парке Свердловской области «Оленьи ручьи». Юрий — инженер на одном из предприятий Екатеринбурга, вместе с женой и дочками приехал в парк отдохнуть. С друзьями семьи они здесь сняли домик. Хотели провести День защиты детей в интересном месте.
— Все начиналось замечательно. Мы выбрали маршрут «Карстовый мост», побывали в пещере, — вспоминает жена Юрия Олеся. — Уже на обратном пути муж заметил на тропинке ящерицу, захотел поймать, показать дочке, потом, конечно, отпустить. Ящерица юркнула в траву, муж начал ловить руками. Потом обернулся ко мне, говорит: «Меня змея укусила». На ладони, ближе к запястью, были две небольшие ранки. Видимо, он или змеиный хвост принял за ящерицу, или в траве задел змею. Это, конечно, его неосторожность. Хотя трава была негустая, все случилось на туристической тропинке, в заросли он не лез. Тут же с нами шли дети, они могли случайно наступить на эту змею.
Олеся и друзья начали оказывать первую помощь Юрию. В аптечке был антигистаминный препарат, такие дают в первую очередь при укусах змей. Друг начал отсасывать яд из раны. Давали пить воду, наложили легкую повязку выше раны.
Связи на этой части маршрута не было, набрали 112. Оператор 112 вызвала скорую. Медик на квадроцикле должен был встретить Юрия в лесу, довезти до выхода из парка, там ждала карета скорой. Но где-то разминулись, из парка выходили сами.
— У мужа начала кружиться голова. Встречавший нас сотрудник парка сказал врачам скорой, что надо везти в Екатеринбург. Но в скорой сказали, мол, повезем в свою, Нижнесергинскую. Посадили в машину, намертво перетянули руку, то есть наложили очень тугую повязку. Супруг потом мне говорил, что он просто руку уже не чувствовал. — рассказывает Олеся. — С мужем поехал его друг, я осталась с детьми. А через несколько часов он вернулся, его отпустили из больницы. Говорит, поставили два каких-то укола — каких именно, не сказали, муж не стал выяснять. Он спрашивал: «Поставите ли вы противозмеиную сыворотку?». Ему сказали: «У нас такой нет». Как, думаю, нет?! Ведь рядом популярный парк, в который приезжают десятки людей! Но в больнице успокоили, мол, ничего страшного. У нас, говорят, как-то бабушку змея укусила, так только пара волдырей была, подростка недавно кусала — тоже все нормально с ним. Мол, попейте антигистаминное, активированного угля, и пройдет. Никаких письменных назначений, рекомендаций ему не дали, вообще никакого документа, что его принимал врач, нет. Но мы успокоились, остались на ночь. Вечером пожарили шашлыки, выпили. Это еще одна наша ошибка, потом уже узнали, что ни алкоголь, ни кофе нельзя пить категорически. Яд быстрее распространяется по организму. Хотя муж, говорит, спрашивал в Нижнесергинской больнице, можно ли алкоголь, там махнули рукой, мол, можно, почему нет.
Наутро у Юрия опухла рука, она стала деревянной, не сгибалась, кружилась голова. Машину вести он уже не мог. За руль села жена, хотя в страховке ее не было, но мужу становилось все хуже, он начинал терять сознание, рука синела. Приехав в Екатеринбург, тут же вызвали скорую. Бригада прибыла уже минут через десять. В машине по пути в Центр отравлений, мужчине начали ставить капельницу.
— В больнице он уже две недели: уколы, капельницы, мази, физиопроцедуры, — говорит Олеся. — Рука сейчас сине-желтая, ходит в повязке, но это уже остаточные явления, обещают выписать. Спасибо врачам, что спасли. Уже потом я узнала, что перетягивать, накладывать жгут при укусе нельзя, это приводит к некрозу тканей. Писать жалобы куда-то на Нижнесергинскую больницу не буду, просто хотим предупредить других, тем более «Оленьи ручьи» — популярное место, едут с детьми, едут детские экскурсии. Укус змеи — это серьезно, просто так не пройдет.
«Укус гадюки — это однозначно госпитализация»
— В 2019-м пострадавших от укусов гадюк пока не так много, если сравнивать с другими годами. Но, как только наступит тепло, будет больше пациентов, — рассказал E1.RU главный токсиколог Свердловской области Андрей Чекмарев. Больше всего укусов со второй половины июня до середины августа.
— Откуда чаще всего привозят пациентов?
— Статистику по районам мы не ведем. Но к нам обычно привозят на скорой пострадавших из Шарташа, Таватуя, Балтыма, то есть это районы рядом с водоемами. Плюс Сысерть, Арамиль — там, где много дачных участков. Из региона часто в наш центр звонят, чтобы получить консультации, из медучреждений восточной части нашей области: Ирбита, Тугулыма, Туринска. Созваниваемся, чтобы решать вопрос, нужно ли перевозить пациента к нам.
— Нужно ли сразу вводить противозмеиную сыворотку? Стоит ее приобретать на всякий случай обычным людям, когда собираются за город, если в районных больницах ее может не быть?
— Нет. Для введения сыворотки нужны показания: сильный отек на месте укуса, нарушения сознания, показания крови. Иногда от укуса ужа тоже бывает небольшой отек, он потом быстро проходит. Но люди в панике, ведь их укусила змея, хотя точно не могут назвать какая. Поэтому сразу сыворотку никто не назначает, она идет в комплексе с остальной терапией в стационаре. То есть при укусе гадюки, отравлении ее ядом однозначно нужна госпитализация. Такие пациенты лечатся от двух до четырех недель. Чем быстрее обратятся, тем меньше осложнений, быстрее выпишут.
— А первая помощь до госпитализации?
— Паниковать не надо. От яда гадюки никто не умирает сразу. Это не яд кобры, который действует на центральную нервную систему, начинаются нарушение дыхания, сознания. При укусах гадюки местные проявления: сначала боль на месте укуса, потом отекает конечность. В первые минуты не паникуйте, промойте место укуса. Если есть антигистаминные препараты, выпейте. Никакого алкоголя в качестве антисептика (обработать рану) использовать нельзя. Это тоже приводит к некрозу. Нельзя принимать спиртное, чтобы снять интоксикацию: будет только хуже. Отсасывать яд не рекомендую, во рту могут быть микротрещины, яд может попасть в организм. Лучше выдавить яд. Но дальше нужно обязательно обратиться в медучреждение за квалифицированной медицинской помощью. Если в Екатеринбурге — то к нам, в Областной центр острых отравлений (на 8-м км Сибирского тракта) или в городской центр в 14-й горбольнице. Если за городом, обращайтесь в любой травмпункт или фельдшерско-акушерский пункт. Они должны оказать первую медицинскую помощь и связаться с нашим токсикоцентром по тактике лечения, диагностике. Мы, кстати, консультируем не только медучреждения. Граждане могут сами связаться с нашим Центром острых отравлений, специалисты-токсикологи по телефону дадут рекомендации, что делать в первые минуты.
— Все-таки нужно натягивать жгут, тугую повязку поверх раны?
— Нет. Этого делать нельзя, это приводит к некрозу тканей.
Прочитайте также рекомендации специалистов, как уберечься от неприятной встречи со змеей.
Телефоны и адреса токсикологических центров в Екатеринбурге:
Екатеринбург: Центр острых отравлений Свердловской областной психиатрической больницы, тел. +7 (343) 261–99–96, Сибирский тракт, 8-й км.
Екатеринбург: МБУ ГКБ N 14, отделение острых отравлений, тел. +7 (343) 338–19–77, ул. 22-го Партсъезда, 15а.
Фото: семейный архив