За прошлый год в НИИ Охраны материнства и младенчества провели 179 внутриутробных операций ещё не рождённым детям. Если бы не вмешательство хирургов, эти дети могли погибнуть ещё в самом начале беременности или родиться тяжёлыми инвалидами.
Первую такую операцию здесь провели ещё 9 лет назад. Сейчас маленькому пациенту 8 лет, он учится в первом классе, и у него нет хронической почечной недостаточности, несмотря на все неблагоприятные прогнозы.
— Раньше такие беременности просто прерывали. Сейчас есть возможность коррекции тяжелейших пороков развития плода на ранних сроках беременности, возможность помочь ребёнку выжить и сохранить здоровье, — рассказала Е1.RU заведующая отделением биофизических и лучевых методов исследования НИИ ОММ, хирург Наталья Косовцова.
Многих беременных в больницах, где они наблюдались, направляли на аборт после выявления пороков у ребёнка, объясняя, что шансов спасти малыша очень мало или нет совсем. Мы пообщались с тремя женщинами — из Екатеринбурга, Казани и Саратова, которые, несмотря на прогнозы врачей, написали отказ от прерывания беременности и пошли на внутриутробную операцию, чтобы спасти жизнь своего малыша.
История спасения малыша с больными почками
— Мне было 37 лет, это была моя вторая беременность. На втором скрининге сказали, что у малыша патология почек, — с дрожью в голосе вспоминает екатеринбурженка Ольга.
— В 20 недель на УЗИ увидели гидронефроз почек, в больнице на консилиуме сказали, что с такой патологией беременность надо прерывать, — рассказывает Ольга. — Хирург сообщил, что шансов на то, что наш мальчик выживет, — 50 на 50. Но была уже половина срока, я видела на УЗИ своего ребёночка, слышала его сердцебиение… Решила рожать, написала отказ от прерывания. Прошло ещё 6 недель, повторили УЗИ, на котором диагноз подтвердился. Только после этого мне рассказали, что в НИИ ОММ делают внутриутробные операции на почках. И, конечно, мы решили использовать этот шанс. Сейчас, глядя на сына, не представляю, как в 20 недель это чудо предлагали убить.
Сейчас её сыну Семёну 10 месяцев. Ещё до рождения ему провели в НИИ ОММ две сложные внутриутробные операции, ввели в почку стент. Эти операции позволили сохранить почки. Мальчик родился в срок, сейчас по развитию он не отстаёт от сверстников.
История спасённых тройняшек
— Я забеременела в 28 лет, носила тройню. В 16 недель близнецам поставили диагноз — фето-фетальный синдром, — рассказывает Лилия. — В Казани, где мы живём, такие операции не делают, и мы поехали в Екатеринбург в НИИ ОММ. Если бы не операция, дети могли не выжить.
Прошло 2 недели. На 18-й неделе беременности мне сделали операцию. Конечно, было страшно, но я верила врачам, и всё прошло хорошо. Доносила детей до 34 недель. Родила трёх малышей — 1800, 1650 и 1005 граммов. Для тройни это нормальный вес. Сейчас у нас два мальчика Амир и Самир и девочка Саида.
История спасённых двойняшек
— В Екатеринбург я приехала из Саратова. Там шансов выносить свою двойню мне не давали никаких, увидев патологию на УЗИ. В моём городе сказали, что всё, что могут сделать, — прервать беременность, — вспоминает Татьяна. — На тот момент срок беременности был 22–23 недели. Врачи, где я тогда наблюдалась, объяснили мне, что один плод питается за счёт другого, внутриутробная коррекция возможна, но такие операции в Саратове не делают. Нас направили в Екатеринбург, в НИИ ОММ, где смогли нам помочь. Слава богу, всё получилось. Родила я в 8 месяцев двух дочек Ульяну и Полину, сейчас с ними всё хорошо.
— Мы 30 лет занимаемся ведением многоплодной беременности, но при операции с двойней мы не знаем, каким точно будет исход. Выживет один ребёнок или оба, но шансы всегда есть. Эти сложные операции делают под наркозом — обезболивают не только женщину, но и ребёнка, — объясняет акушер-гинеколог Татьяна Маркова.
В НИИ Охраны материнства и младенчества не только проводят эти сложные операции, но и разрабатывают оборудование для них, которого нет нигде в России. В январе здесь прошёл первый обучающий цикл для врачей акушеров-гинекологов по внутриутробной хирургии. Его проходили врачи перинатальных центров Камчатки, Красноярска, Оренбурга, Орла и Барнаула.
Прочитать, какие ещё операции делают младенцам в утробе матери в НИИ ОММ, можно по ссылке.
Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / Е1.RU; предоставлены героями публикации