История о 16-летней девушке, которая умерла в одной из больниц Екатеринбурга от менингита, здорово напугала горожан. А совсем недавно менингит, полученный в результате заражения энтеровирусной инфекцией, перенесли 44 человека в Цыганском посёлке. Чтобы разобраться, откуда берется болезнь и как не стать жертвой менингита, мы поговорили с Татьяной Павленко, заведующей инфекционным отделением екатеринбургской ГКБ № 40.
— Сначала надо уяснить, что менингиты бывают разные: бактериальные и вирусные. В этой истории с девушкой, которая умерла, речь идёт о бактериальной. Менингококковая инфекция — это тяжёлое заболевание, оно сопровождается поражением серозных оболочек гнойного характера.
— Страдает голова? Головной мозг?
— Точнее сказать, мозговые оболочки. И путь передачи инфекции — воздушно-капельный. То есть при чихании, кашле, разговоре с другим человеком носитель палочки может заразить другого. Причём не всегда это генерализованные формы, не всегда понятно, что человек болеет. У него может быть только кашель и насморк, и это выглядит как обычная простуда. Но заразить при этом может. И, если передаст инфекцию человеку со слабым иммунитетом, тот может заболеть в тяжёлой форме менингитом.
— А как защититься от заразы, если люди выглядят, будто просто немного простыли?
— Поскольку основной путь передачи — воздушно-капельный, то защита от него — не стоять рядом, не разговаривать с людьми, которые чихают и кашляют. Просто сказать: «Отойди от меня, я не буду с тобой общаться». А тем, кто чихает, — надевать маску. Это элементарная культура человека: если болеешь — не надо других заражать.
— Как понять, что подхватил инфекцию?
— Заболевание сопровождается температурой, головной болью, рвотой. Это характерные симптомы, надо сразу обращаться к врачу, требуется немедленное лечение, поскольку в некоторых случаях заболевание протекает молниеносно.
— Насколько быстро?
— До суток от момента поражения. При менингококковой инфекции заболевание может поражать надпочечники, и тогда наши все усилия будут тщетны. Надпочечники отвечают за регуляцию сердечно-сосудистой системы, и если они выходят из строя, то последствия могут быть очень тяжёлыми.
— А вирусные менингиты?
— Как правило, их вызывает энтеровирус. Для этого заболевания характерна сезонность — большинство случаев бывает летом и осенью. Основной путь заражения — водный: купание в бассейнах, в открытых водоёмах, употребление некипячёной воды. Кроме этого, инфекция может распространяться воздушно-капельным путём, через контакт с носителями. Симптомы те же — головная боль, температура, рвота. Могут быть лёгкие катаральные явления — кашель, насморк.
— Но протекает полегче?
— Доброкачественно протекает, смертельных исходов не бывает. Энтеровирусным больше подвержены дети, у которых иммунитет ещё неустойчивый. Взрослые болеют реже, поскольку имеют так называемую бытовую иммунизацию. Но при этом могут быть носителями, заразить своих детей.
— С этим тоже в больницу отправляют?
— Да, и нужно вовремя обратиться к врачу и вовремя начать лечение. Выписывают больных, как правило, с полным выздоровлением.
— То есть каких-то осложнений, хронических заболеваний после вирусного менингита не может развиться?
— Хронических заболеваний ЦНС не бывает, но пациенты после менингита состоят два года на учёте у невролога.
— Зачем?
— Могут быть, скажем так, следствия перенесённого заболевания — головные боли, повышенная утомляемость. И такие состояния должны контролироваться врачом, чтобы он мог вовремя назначить препараты, которые эти синдромы предотвращают.
— Защититься от вирусного менингита можно? Не купаться?
— Не купаться в загрязнённой воде, не глотать во время купания воду, не пить некипячёную воду, в том числе из родников и скважин. А от менингококковой инфекции, кстати, о которой мы говорили вначале, есть и метод специфической профилактики — вакцины.
— В обязательном календаре их нет?
— В национальном календаре нет, но есть в региональном, в поликлиниках можно узнать об этой вакцине, её ставят детям от 1 года.
— Людей, которые зимой ходят без шапки, называют друзьями менингита. Правда ли, что если щеголяешь без головного убора, то рискуешь заболеть, или это миф?
— Основания у этого мифа есть. Раньше число случаев менингококковой инфекции, как правило, росло после морозов, после гриппа, в начале весны. Потому что из-за всех зимних инфекций ослабевал иммунитет, плюс естественный спад иммунозащитной силы весной. То есть менингитом болели не потому, что сняли шапку, а потому, что в это время, когда наступает весна и снимают шапки, риск выше.
— Переохлаждение из-за снятой шапки, вероятно, тоже иммунитет снижает?
— Наши бабушки и прабабушки говорили, что, пока снег не сойдёт, шапку снимать нельзя. Потому что мудрые люди наблюдали пик заболеваемости из года в год. И с ними нельзя не согласиться. Именно весной надо особенно беречься.
— А правда ли, что заболеваемость различными видами менингита у нас выросла?
— Тяжёлая менингококковая инфекция — это единичные случаи. А что касается вирусных инфекций, то мы всегда наблюдаем спады и подъемы волнами. То есть два-три года число заболевших растёт, потом на несколько лет снижается, потом снова растёт. Сейчас, два последних года, мы переживаем такую волну, но через какое-то время она пойдёт на спад.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU