Екатеринбуржцу Евгению Шмакову 28 лет, с самого детства его жизнь связана с животными. В 8 лет он впервые прокатился на лошади и с первого взгляда влюбился в этих умных и добрых зверей. А потом выучился на ветеринара и сейчас работает одним из двух в городе конных стоматологов.
Свой конь тоже есть. А кроме него – стая йоркширских терьеров, кошки, несколько змей, пауки, кормовые тараканы для них, игуана, ящерица, гекконы и другие рептилии.
– Лечить своих животных я не берусь, ношу их в клинику, даже если надо просто подстричь когти. Они ищут у меня защиты и помощи, но не даются мне как врачу, – говорит Евгений. – Вообще, когда болеет своё животное, впадаешь в какой-то ступор, звонишь сразу друзьям и коллегам, спрашиваешь, что делать.
Обычно в ветеринарную клинику на приём к Евгению приносят обычных кошечек и собачек, но бывают и экзотичные клиенты. К некоторым приходится ездить в другие города.
– В Верх-Нейвинске живёт верблюд Вася. Он долго не ел, вызвали меня. Я его осмотрел, подпилил зубы, он начал есть на следующий день, – вспоминает ветеринар. – Оказалось, что у него были слишком острые зубы, ему было просто больно и дискомфортно, поэтому отказывался от еды. Как-то раз лечил ламу, тоже из Верх-Нейвинска – тоже зубы. Ещё в клиентах у меня есть обезьяна. Хозяйка, как только её взяла, начала кормить пельменями, возникло расстройство кишечника, я назначил обезьяне таблетки и диету. Говорю хозяйке: "Давайте разберёмся: вот обезьяна лазала по джунглям, а потом вдруг начала есть пельмени?" Лечил как-то раз змею от пневмонии, другую змею – от затяжной линьки. К сожалению, часто приносят животных к ветеринару, когда уже поздно.
Но основная специализация Евгения – стоматология, причём именно у лошадей. По состоянию зубов он может определить возраст и пол животного (у кобыл нет клыков, а у жеребцов – есть), хорошо ли за ними ухаживает хозяин, нет ли проблем с желудком. Работа тяжёлая, больше для мужиков, чем для хрупких дам.
– Часто приходится применять физическую силу, – признаётся Евгений. – Даже под успокаивающими и обезволивающими препаратами некоторые лошади не хотят спокойно стоять, когда им лечишь зубы. Используем в работе разные инструменты, например, зевник, которым фиксируем челюсть лошади в открытом виде, чтобы врачу не откусили руку в процессе. Зубы удаляем длинными металлическими щипцами. При необходимости можно поставить пломбу, как и человеку.
Самая частая операция, которую приходится делать лошадиному ветеринару, – это подпилка зубов, ее надо делать каждые полгода.
– Зубы у лошадей растут на протяжении всей жизни, поэтому их надо подпиливать раз в 6–8 месяцев специальной машинкой – электрорашпилем. Это довольно громко и страшно для животного, – говорит Евгений. – Но если этого не делать, то развивается неправильный прикус, конь ранит себе слизистую оболочку, получаются "заеды" на внутренней стороне щёк. Больно есть, животное может сильно похудеть, начинаются колики.
Одна процедура может продолжаться всего 10–15 минут, если лошадь уже привыкла и спокойно ведёт себя. А с некоторыми приходится "воевать" по часу и больше. Сложнее всего, говорит Евгений, удалять дальние зубы. Выглядят все эти инструменты довольно устрашающе, да и коням не очень нравится, когда им в рот вставляют металлические распорки.
– Не жалко животных, когда делаете им больно в процессе?
– Знаете, тут уже не до жалости, когда животное надо спасти. Надо в первую очередь помочь животному, облегчить его муки.
– Часто лягаются?
– Ой, это постоянно. Кто-то стоит спокойно, а какие-то лошадки пинаются, лягаются, кусаются – чего только ни делают. Всякие ситуации были. Один раз привезли на перевязку жеребца, а он тупо лёг и не пускал к себе никого, его не поднять, он тяжёлый, пришлось впятером вокруг него скакать. Но мне всё равно проще работать с животными, чем с людьми. Я бы никогда не пошёл работать человеческим врачом. Неблагодарное это дело. Говорят, что обычный врач лечит людей, а ветеринарный врач – человечество. Потому что когда плохо животному, то плохо и его хозяину. Очень страшно, когда твоё животное болеет.
Расценки у лошадиного стоматолога тоже нечеловеческие. Вызов по городу – от одной до полутора тысяч, подпилка зубов – 2,5 тысячи рублей, кастрация жеребца – 10–15 тысяч рублей, лечение колик – тоже 10–15 тысяч, удаление зуба занимает полтора-два часа, стоимость зависит от сложности – 5–10 тысяч рублей.
– Кто-то не любит ездить в конюшни – здесь запах, – говорит Евгений. – Проще сидеть в комфортных, чистых клиниках, принимать мелких домашних животных. Но мне нравятся лошади с детства, брезгливости уже никакой абсолютно нет, я ко всему привык. Могу спокойно есть что-то в конюшне.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Евгений ШМАКОВ / vk.com