Здоровье На переговоры с бабушками уходят часы: врачи скорой рассказали, как родственники мешают спасать детей

На переговоры с бабушками уходят часы: врачи скорой рассказали, как родственники мешают спасать детей

С 2018 года в детских поликлиниках мамам предложат подписать документ, кому они доверяют знать о диагнозах их детей и кто может находиться с ними при вызовах скорой.

Мамам всех новорождённых детей нужно будет решить, кто, кроме родителей, сможет узнавать у врачей о диагнозах ребёнка

В следующем году мамам всех новорождённых детей нужно будет решить, кто, кроме родителей, сможет узнавать у врачей о диагнозах ребёнка, а также кто сможет приходить с ним в поликлинику и находиться во время вызова скорой помощи.

Медицинская палата Свердловской области подготовит пакет документов, в который войдут согласие на передачу сведений о состоянии здоровья пациента и доверенность на представление его интересов при оказании медицинской помощи – такое решение было принято 1 декабря во время круглого стола, который в Областной клинической больнице № 1 провели руководители службы здравоохранения совместно с прокуратурой Свердловской области.

– Проблема, которую врачи обсуждали вместе с представителями прокуратуры, напрямую не связана с работой больниц, но она негативно влияет на то, чем часто бывают недовольны сами же пациенты – на время оказания медицинской помощи, особенно экстренной и неотложной, – пояснили E1.RU в Горздраве.

В Управлении здравоохранения привели пример из практики: мама оставляет с 4-летним больным ребёнком бабушку, а сама уходит на работу, ребёнку становится хуже (у малыша ларингоспазм, он не может дышать, и без помощи врачей его жизнь находится под угрозой), бабушка звонит в скорую, к ребёнку приезжает педиатрическая бригада, в ход идёт небулайзер, гормоны, а после врачи уговаривают бабушку, что малыша нужно везти в больницу. Ответ бабушки: "Нет, я не поеду". Начинаются звонки маме, папе ребёнка, врачи на месте ждут приезда родителей или решения семьи. В это время в листе ожидания скорой собираются десятки других вызовов к детям. В итоге бабушка пишет отказ от госпитализации.

Но, поскольку она не является законным представителем ребёнка (которым по закону РФ могут быть только родители, усыновители и опекуны), этот отказ недействителен де-юре, и в случае осложнений у малыша или его смерти после отъезда скорой все претензии родителей будут законно обращены к врачам. Что делать медикам? Вызывать на каждый такой вызов органы опеки, инспекцию по делам несовершеннолетних, привлекать прокуратуру?

– В исключительных случаях, когда жизнь ребёнка в момент вызова находится под угрозой, или, если мы видим, что ребёнок находится в асоциальных условиях, мы так и делаем, – говорит заведующий оперативным отделом Станции скорой медицинской помощи Екатеринбурга Матвей Демин. – В таком случае на вызове бригада задерживается до 2–3 часов.

Если отказ от госпитализации подпишет бабушка, в случае осложнений вина будет на врачах: ведь бабушка не родитель и по закону ничего  решать не могла

С начала 2017 года в Екатеринбурге врачи скорой зафиксировали более 4 с половиной тысяч отказов в госпитализации от бабушек или других родственников детей, которые не имели права принимать такое решение. И каждый раз на таких вызовах скорая помощь стоит дольше – по 40 минут и более. Время уходит на созвоны родственников, а заложниками ситуации становятся другие больные дети, которые ждут скорую.
Та же ситуация, разве что без акцента на экстренность, возникает в Областной детской клинической больнице № 1. Как рассказал Олег Аверьянов, главный врач больницы, практически каждый день в поликлинику или стационар с детьми обращаются бабушки, няни, друзья семьи, тёти и дяди, старшие сёстры – перечень просто огромен. При этом никто из них не имеет права дать согласие на проведение ребёнку никаких медицинских вмешательств и без оформления доверенности не имеет права находиться с ним хоть в стационаре, хоть в поликлинике.

– Конечно, в любом случае ребёнок будет осмотрен врачами, – уточняет Олег Юрьевич. – И если экстренного состояния у него нет, то в медицинской помощи в таких случаях мы отказываем до приезда законных представителей. Нужен ли ребёнку такой стресс? Не думаю.

Не меньшая проблема возникает и при предоставлении информации о заболевшем члене семьи.

– Бывают очень разные ситуации – например, мама и папа не хотят, чтобы бабушки знали о диагнозе ребёнка, – говорит Олег Аверьянов, – или, если родители в разводе, мама не хочет информировать родственников со стороны отца.

Не проще ситуация и со взрослыми пациентами.

– В Управление здравоохранения часто обращаются жены, чтобы узнать о диагнозе и лечении мужа, – рассказала первый заместитель начальника Управления здравоохранения Екатеринбурга Татьяна Савинова, – или пожилые родители спрашивают про своих уже взрослых детей, или наоборот. И каждый раз возникает конфликт и непонимание, когда в своём ответе мы ссылаемся на 13-ю статью Федерального закона № 323 "Об основах охраны здоровья граждан", которая посвящена врачебной тайне. Если пациент не выразил согласие на предоставление сведений о себе конкретному родственнику или близкому человеку (сейчас такая строка есть в информированном согласии, которое подписывают все пациенты, в том числе и при госпитализации в стационар), мы не имеем права сообщить даже о факте обращения за медицинской помощью, а не только о диагнозе.

То же происходит и с обращениями родственников после смерти их близкого человека.

– Человек имеет право на охрану медицинской тайны даже после смерти, – подчеркнул Константин Мережников, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Свердловской области.

Андрей Курьяков, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства, комментируя данную проблему, отметил, что у прокурора при разборе обращения родственников есть право на ознакомление со всей медицинской документацией, но он тоже имеет строгие ограничения по дальнейшему распространению такой информации и без согласия, выраженного пациентом при жизни в письменном виде, рассказать его родным всё, что их интересует, тоже не имеет права.

– Мы понимаем недовольство тех, кто обращается к нам в таких случаях, – отметила заместитель министра здравоохранения Свердловской области Диляра Медведская, – но, несмотря на то, что мы отвечаем родственникам, ссылаясь на врачебную тайну, каждый случай разбирается.
Есть ли выход из создавшейся ситуации? Решений здесь, как предложили представители прокуратуры, может быть два, и они не исключают друг друга. Первое – это внесение изменений в законодательство нашей страны. Второе – более быстрое - это информационная работа с жителями Екатеринбурга и Свердловской области и разработка двух основных документов – согласия на передачу сведений о состоянии здоровья и доверенности на представление интересов пациентов.

– В декабре юристы Медицинской палаты Свердловской области подготовят два этих документа, – сказала директор Палаты Ольга Рябинина, – и после согласования с прокуратурой Свердловской области передадут их для использования в медицинские организации.

Мамам новорождённых малышей этот пакет документов будет вручен непосредственно в роддоме или при первом визите к малышу врача детской поликлиники. Взрослым пациентам можно будет заполнить указанные документы в приёмном покое стационара или поликлинике.
А что делать бабушкам и няням, пока они не имеют на руках доверенности от родителей: советовать скорой помощи или участковым педиатрам "приходите вечером, когда будут родители"?

– Нужно действовать в интересах ребёнка, – ответила нам на вопрос Татьяна Савинова, – и прислушиваться к тому, что говорят врачи.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU 
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Финист» — быстрый поезд? Пассажирка разнесла новую электричку, которая ходит из Екатеринбурга в Омск
Дарья Макеева
журналист 72.RU
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Знакомства
Объявления