Здоровье репортаж Неудобные дети: репортаж из центра в Екатеринбурге, где возвращают к нормальной жизни детей-аутистов

Неудобные дети: репортаж из центра в Екатеринбурге, где возвращают к нормальной жизни детей-аутистов

С ментальными расстройствами малышей сейчас сталкивается каждая сотая семья.

Такая качель помогает мальчику лучше чувствовать своё тело.
 | www.e1.ruТакая качель помогает мальчику лучше чувствовать своё тело.
 | www.e1.ru
Такая качель помогает мальчику лучше чувствовать своё тело.

Аутизм – диагноз, который ещё десять лет назад был крайне редким, – сегодня ставят всё чаще. Странные, неудобные дети, которые непонятно себя ведут, не могут контролировать своё тело и адекватно выражать чувства – о них заговорили, их родители стали объединяться и искать выход.

В Екатеринбурге в этом году впервые открылся специальный ресурсный класс для детей с аутизмом – при поддержке фонда "Я особенный", – а следом и ресурсный центр для детей-аутистов. Его открыли специалисты-подвижники, которые не готовы мириться с тем, что ребёнку нельзя помочь. Здесь лучше, чем где-либо ещё на Урале, знают о том, как работать с детьми-аутистами, как распознать эти особенности у младенцев и сделать так, чтобы эти дети в дальнейшем жили обычной жизнью.

Комната, в которой занимаются сенсорным развитием детей, – словно сказочная коробочка, внутри которой особый цвет, звук и множество разных интересных штук. Например, различные качели, которые можно подвешивать на крюк к потолку, чтобы качаться на них лёжа, или получать удовольствие, свернувшись в позе эмбриона. Есть коврики с щетинистыми поверхностями или напоминающие галечный пляж – их можно трогать руками и ходить по ним босыми ногами. Есть горки и лазалки, сухой бассейн с приятными на ощупь шариками.

Ещё одно упражнение для баланса. Кстати, такие качели полезны абсолютно всем.
Ещё одно упражнение для баланса. Кстати, такие качели полезны абсолютно всем.
Ещё одно упражнение для баланса. Кстати, такие качели полезны абсолютно всем.

Андрюша сначала робко жался к маме, но потом осмелел – прогулялся по дорожке, покачался, пропевая под музыку широкие гласные звуки вместе со своими преподавателями, взобрался на горку.

В сухом бассейне ребёнок чувствует себя очень комфортно и успокаивается. С Андрюшей занимается специалист по сенсомоторному развитию Анна Маковейчик.
В сухом бассейне ребёнок чувствует себя очень комфортно и успокаивается. С Андрюшей занимается специалист по сенсомоторному развитию Анна Маковейчик.
В сухом бассейне ребёнок чувствует себя очень комфортно и успокаивается. С Андрюшей занимается специалист по сенсомоторному развитию Анна Маковейчик.

Такая малость – самостоятельно забраться и скатиться с горки – для детей-аутистов может стать настоящим подвигом. Упражнения, где нужно балансировать, управлять собственным телом, испытывать новые тактильные ощущения, – это и есть сенсорная терапия.

– У таких детей, как правило, нарушено сенсорное восприятие, – рассказывает дефектолог, руководитель научно-методического направления центра восстановительной педагогики "Спектрум-А" Людмила Вдовина. – Например, пониженная чувствительность: ребёнок плохо ощущает своё тело целиком. Дети до 5 и даже до 6–7 лет развиваются именно благодаря сенсорике.

Для многих малышей-аутистов взобраться и съехать с горки – настоящий подвиг.
Для многих малышей-аутистов взобраться и съехать с горки – настоящий подвиг.
Для многих малышей-аутистов взобраться и съехать с горки – настоящий подвиг.

– Что это значит? Детям надо больше двигаться? Трогать, пробовать?

– Чем больше малыш двигается, тем быстрее идёт формирование его мозга. Мы ходим, прыгаем, падаем, трогаем руками множество предметов – мозг развивается, обрабатывая получаемые сенсорными рецепторами сигналы внешнего мира. Интеграция этих сигналов в единую картину у большинства людей происходит "без потерь", автоматически. Но бывает, что какие-то из рецепторов в организме малыша "спят", или нервные импульсы, посланные рецептором, не достигают головного мозга, встречая на своём пути препятствие в виде воспаления нервной ткани (например, вследствие гипоксии плода в период беременности). В таких случаях мозг испытывает дефицит сенсорной информации и пытается уравновесить это иными ощущениями. Отсюда возникает "странное" поведение с логически необоснованными, стереотипными, повторяющимися движениями, звукокомплексами и тому подобное.

Занятия, где можно всё потрогать, проводит нейропсихолог-кинезиолог Ирина Пашинина.
Занятия, где можно всё потрогать, проводит нейропсихолог-кинезиолог Ирина Пашинина.
Занятия, где можно всё потрогать, проводит нейропсихолог-кинезиолог Ирина Пашинина.

– А если ребёнок сторонится звуков, света, контакта с людьми?

– Есть дети с избытком сенсорных ощущений. Сигналы зрительных, слуховых, тактильных рецепторов – интерпретируются у них как очень сильные раздражители. Ребёнок замыкается в себе, уходит в сенсорную защиту. Сторонится людей, коллектива.

– Почему о таких отклонениях заговорили сейчас?

– Десять лет назад мы с таким почти не сталкивались, это были очень редкие, единичные случаи. Говорить об этом в нашей стране стали широко в 2013 году, когда в Москве прошла первая конференция по аутизму. Вообще, в моей практике первые дети с подобными проблемами появились лет десять назад. Я работала в реабилитационном центре "Талисман" для детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди общей массы стали выделяться дети с похожими нарушениями поведения, к которым никто не мог подобрать "ключик" – классические методы с ними не работали.

К примеру, у малыша имеются проблемы с речью, но логопед не в силах ему помочь, так как ребёнок просто не сидит за столом. Такие дети выпадали из существовавшей на тот момент системы помощи. Семьям, воспитывающим аутистов, в отсутствие поддержки квалифицированных специалистов приходилось особенно тяжело. И вот тогда, в 2007 году, благодаря стараниям одной из мам, в мои руки попал рукописный тогда ещё перевод книги американского физиотерапевта Гленна Домана! Мы читали всей командой и удивлялись: почему об этом никто до сих пор у нас в стране не догадался? Потом были другие книги, семинары, методики.

Коридоры центра "Спектрум-А" оформлены фотографиями известных людей Екатеринбурга. На входе в центр вывешен автограф Владимира Шахрина (группа "Чайф") со словами: "Вы все большие молодцы!"
Коридоры центра "Спектрум-А" оформлены фотографиями известных людей Екатеринбурга. На входе в центр вывешен автограф Владимира Шахрина (группа "Чайф") со словами: "Вы все большие молодцы!"
Коридоры центра "Спектрум-А" оформлены фотографиями известных людей Екатеринбурга. На входе в центр вывешен автограф Владимира Шахрина (группа "Чайф") со словами: "Вы все большие молодцы!"

– Как много сегодня детей с такими расстройствами? Почему эти проблемы называют чумой нового века?

– На сегодняшний день с проблемой аутизма и ментальных нарушений сталкиваются в каждой сотой семье, – рассказывает директор "Спектрум А" Андрей Двинин. – Это общемировые данные. В 70-е годы, когда начали отслеживать статистику, каждый полуторатысячный сталкивался с такой проблемой. Количество таких детей постоянно растёт. Возможно, это связано с техногенными факторами, экологией, недостатком движения. Десять лет назад в Юго-Восточной Азии был один случай на 150 человек, а сейчас – это уже каждый 68-й. У нас в стране такой статистики нет, диагноз "аутизм" ставят редко, чаще – "расстройства аутичного спектра". В целом людей с различными ментальными нарушениями – 1 на 100. Представьте, какое это количество семей, которым приходится жить в совершенно особом режиме.

Трогать, двигаться, общаться – всё это помогает мозгу развиваться.
Трогать, двигаться, общаться – всё это помогает мозгу развиваться.
Трогать, двигаться, общаться – всё это помогает мозгу развиваться.

– Никуда нельзя с такими детьми пойти?

– Обычному родителю сложно понять – он может поиграть с ребёнком или не поиграть, дать планшет, отдать в игровую комнату в торговом центре. А эти дети требуют постоянного внимания. Родители зачастую не справляются, большой процент таких семей распадается. Таким родителям, конечно, нужна поддержка, просто возможность отдохнуть.

Рисуем вместе.
Рисуем вместе.
Рисуем вместе.

– В каком возрасте можно заметить аутизм?

– Какие-то моменты – с первых минут после рождения, – вновь подключается Людмила Вдовина. – Есть такие "вешки" в нашем развитии. Ребёнок родился – должен закричать. Не закричал, или крик слабенький – уже "звоночек". В несколько месяцев ребёнок лежит в кровати, инертен, не реагирует на резкие звуки, не поворачивается в сторону голоса – это уже повод его обследовать. Дальше смотрим, как ребёнок двигается, в какой момент пробует говорить. Да, всегда есть шанс, что ребёнок имеет свои особенности, что буквально пара недель – и его поведение изменится, но если родители видят целый набор таких "звоночков" – лучше показать ребёнка специалисту. Чем раньше мы начнём с ним заниматься, тем лучше он будет развиваться. Когда время упущено, всё это даётся с большим трудом.

Комната похожа на волшебную шкатулку с разными интересными штуками.
Комната похожа на волшебную шкатулку с разными интересными штуками.
Комната похожа на волшебную шкатулку с разными интересными штуками.

– Детей какого возраста чаще всего приводят к вам?

– Полутора-двух лет. В этом возрасте проблемы в поведении уже заметны, – рассказывает Андрей Двинин. – Наступает такой момент – от начальной младенческой педиатрии уже отошли, а к дошкольному медицинскому наблюдению ещё не подошли. В этот момент велик соблазн у родителей подумать: что-то не так, но это само пройдёт. А между тем это тот самый возраст, когда малыш начинает говорить. Можно упустить время – таким детишкам требуется больше работы, чтобы они взяли нужные навыки. Если не привить эти навыки до 3 лет – потом работать придётся гораздо больше, проблемы прогрессируют.

Директор центра Андрей Двинин и исполнительный директор Дарья Дёмина показывают картины, нарисованные детьми с ментальными нарушениями. Творчество на морскую тему.
Директор центра Андрей Двинин и исполнительный директор Дарья Дёмина показывают картины, нарисованные детьми с ментальными нарушениями. Творчество на морскую тему.
Директор центра Андрей Двинин и исполнительный директор Дарья Дёмина показывают картины, нарисованные детьми с ментальными нарушениями. Творчество на морскую тему.

– Правда ли, что такие дети как-то по-особенному складывают игрушки?

– Да, такое часто наблюдаем, – отвечает дефектолог Людмила Вдовина. – Выстраивание игрушек в ряд, определённое упорядочение предметов в комнате. Это, например, может быть связано с дефицитом зрительного восприятия. А раскладывание такой цепочки просто упрощает малышу жизнь. Мальчик занимался у нас недавно – у него истерики начинались от любого переставления предметов. Позанимались – ушли от этой проблемы.

Лёжа и качаясь, малыш чувствует себя лучше всего. Дефектолог Людмила Вдовина последние десять лет постоянно учится новому, чтобы помогать таким детям.
Лёжа и качаясь, малыш чувствует себя лучше всего. Дефектолог Людмила Вдовина последние десять лет постоянно учится новому, чтобы помогать таким детям.
Лёжа и качаясь, малыш чувствует себя лучше всего. Дефектолог Людмила Вдовина последние десять лет постоянно учится новому, чтобы помогать таким детям.

– Кстати, те же истерики многие считают возрастной нормой, кризис трёхлетнего возраста.

– Смотря какие истерики. Если мы видим, что ребёнок просто манипулирует, добиваясь таким образом своего от родителей – это обычный ребёнок, над его поведением надо работать, но он не аутист. А если это продолжительные состояния, которые длятся час, два, начинаются без каких-то видимых причин, и малыш не может сам выйти из этого – тут надо смотреть.

17 декабря на площадке Центра восстановительной педагогики «Спектрум-А» пройдет Второй областной конкурс рисунков детей с нарушением ментального и психического развития «Я талантливый». Тема конкурса «Я и зима».

На конкурсе оценят работы детей с аутизмом, умственной отсталостью, синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Победители получат призы, а лучшие работы будут отправлены на выставку в Урало-Сибирскую Федерацию Ассоциаций, Центров и Клубов Юнеско

Фото: Елена ЕЛИСЕЕВА / E1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления