12 суток за 16-летнего Артёма в отделении реанимации "Новой больницы" дышал аппарат искусственной вентиляции лёгких. Летом 2016 года он стал самым тяжёлым пациентом Городского центра клещевых инфекций, который работает на базе этой клиники.
Эта история начиналась в так называемом "Молёбском аномальном треугольнике" Пермского края. В июне Артём вместе c отцом, который всерьёз увлечён идеями здорового образа жизни, приехали сюда на базу отдыха в деревне Молёбка. 27 июня Артёма укусил клещ – в подмышку. 3 июля – второй, на этот раз в шею. Обоих клещей достали, а дальше никуда не обратились – ни для исследования клещей на предмет обнаружения у них вируса, ни для введения иммуноглобулина. Хотя множественные укусы клещей, да ещё и в шею являются прямым показанием для такой экстренной профилактики энцефалита.
12 июля у Артёма резко повысилась температура – до 38,7 градуса – и появилась боль в шее. Он принимал аспирин, другие жаропонижающие – без эффекта. К врачу не поехали: думали сначала, что это обычная простуда. На следующий день появилась резкая слабость в руке, а температура стала выше. И вот тут уже больному вызвали скорую помощь, которая привезла его в приёмное отделение Шалинской районной больницы. Врачи предложили госпитализировать мальчика, но родственники приняли решение отвезти Артёма в специализированный Городской центр клещевых инфекций на базе "Новой больницы". Отец ночью сам привёз своего сына в больницу, в которой каждый год лечатся жертвы клещей.
В этом году клещи покусали уже 8 375 екатеринбуржцев. Только за последнюю неделю августа в травмпункты города обратились 27 покусанных, шесть из них – дети. Всего в этом "клещевом сезоне" энцефалит перенесли 39 жителей города: 34 взрослых и пятеро детей. Никто из них не был привит. А пример Артёма очень ярко демонстрирует, к каким последствиям могут привести отказ от прививки против клещевого энцефалита и позднее обращение за медицинской помощью. Самое худшее и опасное сочетание в данном случае.
Уже в первые сутки после поступления в больницу Артёма перевели на искусственную вентиляцию лёгких.
– Нарушения сознания и глотания, слабость мышц конечностей и "усталость" дыхательной мускулатуры, лихорадка были классическими симптомами острого клещевого энцефалита. Без адекватной реанимационной поддержки они, как правило, приводят пациента к трагическому исходу. Мы рады, что помогли Артёму справиться с тем тяжёлым периодом заболевания, – рассказал нам заведующий отделением интенсивной терапии МО "Новая больница" Андрей Дрозд.
В те две недели, в течение которых реаниматологи "Новой больницы" боролись за жизнь Артёма, состоялось несколько городских консилиумов. Были использованы самые дорогие и современные препараты, направленные на уничтожение вируса, несколько раз использовался иммуноглобулин – тот самый, который первый раз нужно было поставить мальчику ещё в конце июня. После того как реаниматологи признали состояние Артёма стабильным, он был переведён в отделение Центра клещевых инфекций "Новой больницы".
– Дальше наше лечение было в первую очередь направлено на восстановление силы в мышцах шеи и нижних конечностей, – лечащий врач Артёма Кристина Аслан приняла его из отделения интенсивной терапии и начала следующий этап – реабилитацию.
Врачи, конечно, радовались за спасённую жизнь Артёма, но понимали, что на восстановление уйдёт не один год. Паралич правой руки (при выписке у Артёма двигалась только кисть), слабость в конечностях – пройти самостоятельно он мог только несколько шагов, грозящая в ближайшем будущем беспомощность… Даже видавшим многое врачам, как они нам сами признались, было невыносимо жаль совсем молодого мальчика, у которого были все шансы остаться инвалидом.
Из "Новой больницы" Артём был переведён в отделение реабилитации ЦГКБ № 6, про которое мы рассказывали весной этого года. Здесь Артёму снова улыбнулась медицинская удача – он опять попал, что говорится, "в нужные руки". Миостимуляция, эрготерапия, занятия с психологом, физиотерапия и труд медиков совершили в его судьбе ещё одно чудо – завтра во время выписки Артём уже сам, своими ногами сможет выйти из больничного корпуса. Он это уже делал здесь, и не раз. У него лучше стали двигаться не только ноги, но и руки, а парализованную ранее правую руку он даже может сжать в кулак. В школу он пока не пойдёт, но учиться продолжит – это решение уже принято, и никаких корректур в него не внесёт ни один клещ.
Мама Артёма Ольга Александровна накануне его выписки из отделения реабилитации за 15 минут рассказала столько, что хватило бы на целую повесть – и как врач Андрей Дрозд двое суток фактически жил около её сына, когда тому было совсем плохо, и как её поддерживали в отделении все – от заведующего до санитарки, как пытались верить в лучшее. И как сами же дали шанс этому лучшему осуществиться.
– А ещё, – закончила наш разговор мама спасённого пациента, – когда это всё у нас произошло, все знакомые нашей семьи и все, кто был на этой базе отдыха, буквально побежали ставить себе прививки против клещевого энцефалита. Даже те, кто раньше их не признавал и не верил в них и не верил в последствия этой болезни. Как оказалось, никто даже не представлял, насколько это может быть страшно в реальности.
О том, как правильно прививаться, какая вакцина лучше – импортная или российская – и кому прививку сделают бесплатно, читайте в интервью с главным эпидемиологом Екатеринбурга.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU