Поступление ребёнка в школу – это, с одной стороны, радостный, долгожданный момент, а с другой – напряжённый, беспокойный период как для родителей, так и для детей. Все родители хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех своих начинаниях. Некоторые родители считают, что если их малыш научился читать и писать, он уже может идти в первый класс. Это не всегда так. Главное, чтобы ребёнок был готов психологически. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Медицинский психолог – Поздеева Татьяна Викторовна – о том, как определить, готов ли ребёнок к школе и как можно помочь адаптироваться к новым условиям, избежав стресса:
– Татьяна Викторовна, ребёнок не хочет идти в первый класс. Какие могут быть причины?
– Лёгкая тревожность и нежелание идти в школу для ребёнка даже естественное состояние: лето, солнце, отдых, в детский сад ходить не надо, спать днём не нужно, полная свобода, какой нормальный человек просто так поменяет такой стиль жизни на неизвестный, с новыми требованиями, обязанностями и отношениями. Даже мы, взрослые люди, не всегда хотим выходить на работу после отпуска, а что уж говорить о детях, которые не всегда могут себе представить, что это такое – "учиться в школе".
Если же волнение не проходит или усиливается, и после поддерживающей и успокаивающей беседы с родителями ребёнок всё равно не хочет идти в школу, или вы не знаете, в чём причина изменившегося поведения и как помочь своему ребёнку, то лучше всего обратиться к психологу, так как причиной может быть недостаточная психологическая готовность ребёнка к школе, его индивидуально-личностные особенности, влияние семьи, нарушения в эмоциональной и познавательной сферах и многое другое.
– В ком чаще кроются причины, в ребёнке или родителях?
– Причина может быть как в родителях, в ребёнке, так и в целом в семье. Родители неосознанно могут нагнетать обстановку, фантазировать о возможных трудностях, неудачах ребёнка, возлагать чрезмерную ответственность на ребёнка, это всё влияет на самочувствие и восприятие ребёнка о школе и об обучении. Часто бывает, что ребёнок боится идти в школу, если есть негативный настрой от старших детей в семье, либо наоборот есть младшие братья и сёстры, которые остаются дома, играют, веселятся, а он вынужден выйти из этого радужного, уютного, привычного мира, в мир оценок, уроков и домашних заданий. Кроме этого, ребёнок может быть сам от природы слегка боязливым, медлительным, застенчивым, агрессивным, рассеянным, что тоже может повлиять на желание идти в школу.
– Когда лучше отдавать ребёнка в школу, в 6,5 лет или в 7 лет?
– По мнению большинства психологов, лучше отдавать ребёнка в 7 лет, так как в этом возрасте ребёнок, как на психологическом уровне, так и на физиологическом уровне больше готов к восприятию новой информации, к соблюдению новых требований и к новому образу жизни в целом. Конечно, среди детей шестилетнего возраста есть дети с полноценной готовностью к школе, но их меньшинство. И обучение в таком случае наносит больше вреда психическому развитию, чем пользы. Проявление у шестилетнего ребёнка каких-либо способностей ничего не говорит о его готовности к школе. Даже несомненные математические способности не могут быть гарантией успехов на школьных уроках математики. Для успешного учения необходимо ещё многое другое, чего у дошкольника пока просто нет.
– Есть ли способы определить, готов ли ребёнок к школе?
– Да, конечно, есть ряд психологических стандартизированных методик, с помощью которых психологи определяют уровень психологической готовности к школе, а именно интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости. Хотелось бы отметить, что под интеллектуальной зрелостью понимается не только способность ребёнка читать, писать и считать, а способность сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Ребёнок должен быть способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённые усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Социальная и эмоциональная зрелость предполагает: положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру; ребёнок доброжелателен, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других; проявляет инициативность и самостоятельность в игре, общении, рисовании, в решении элементарных социальных и бытовых задач, возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; ребёнок способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции; в ходе совместной деятельности он обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.
– Впереди август месяц, что можно ещё успеть сделать?
– В первую очередь убедитесь в готовности ребёнка к обучению в школе, для этого следует обратиться к специалисту – психологу, который поможет определить уровень готовности к школе, позволит понять особенности психического развития ребёнка с целью определения индивидуального подхода в учебном процессе. При выявлении каких-либо пробелов позволит определить курс развивающих и коррекционных мероприятий, направленных на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Если же вы уверены в себе, в своем ребёнке, постарайтесь в последний летний месяц не устраивать себе и ребёнку лишних стрессов, внезапных длительный поездок, ремонтов, в общем всё то, что может как-то повлиять на привычный ритм жизни. Старайтесь создать позитивную атмосферу дома, вместе читайте книги, проводите эксперименты, наблюдения. Заранее познакомьтесь вместе со своим первоклашкой с учителем, походите по школе, пофантазируйте, что нового и интересного узнает ребёнок и с кем познакомится в стенах школы. Расскажите вашему ребёнку без лишних запугиваний и преувеличений про школу, в которую он пойдет, про режим дня, каникулы, уроки, про возможные трудные ситуации. Сделать это лучше в игровой форме, в виде сказки, театрализованного представления. Обязательно спрашивайте мнение ребёнка при покупке школьной мебели, канцтоваров и самого главного предмета, портфеля. Проявите готовность всегда выслушать, услышать, помочь ребёнку, обсудить с ним всё то, что его беспокоит.
– Адаптация ребёнка в школе. Какие ограничения надо ввести в первые дни, недели после начала учебного года? Или ничего вводить не надо?
– Ограничение – это некий запрет, а любой запрет всегда есть соблазн нарушить, поэтому правильней будет говорить не об ограничениях, а о способах соблюдения нового режима жизни первоклассника для более успешного обучения в школе.
Самое главное – это, конечно, соблюдайте режим сна и бодрствования.
Чередуйте умственную деятельность с физической.
Обязательно находите время для совместных прогулок, игр, развлечений.
Выполняйте вместе с ребёнком домашние задания.
Обсуждайте прожитый учебный день, что получилось, что можно попробовать сделать по-другому.
Учитесь играючи!
Обычно физическое и психическое самочувствие первоклассников стабилизируется через один-два месяца. Если в течение длительного периода вы стали замечать, что ребёнок испытывает затруднения в понимании учебного материала, домашнего задания, не способен управлять своим поведением на уроках и переменах, часто конфликтует с учителем и одноклассниками, стал быстро уставать, жаловаться на плохое самочувствие, стал вялым, апатичным, капризным, то это уже могут быть первые признаки дезадаптации.
Для того чтобы в дальнейшем самостоятельно определить, успешно ли проходит адаптацию к школе первоклассник, вы как родитель можете самостоятельно ответить на ряд вопросов:
– Охотно ли ваш ребёнок идет в школу?
– Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли он как должное новый распорядок?
– Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
– Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
– Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
– Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу?
– Справляется ли с учебной нагрузкой?
– Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
– Жалуется ли на беспричинные боли, если да, то как часто?
– Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли характер сна?
При возникновении первых признаков дезадаптации необходимо обратиться к психологу за рекомендациями и психологической помощью. Опытный специалист поможет вам и вашему ребёнку преодолеть трудности при адаптации к школе!
Индивидуальная консультация медицинского психолога ведётся в МЦ "Здоровая Семья", квалифицированный специалист поможет вам и вашему ребёнку решить следующие проблемы:
ДЕТСКИЕ
Психологическая подготовка к школе.
Адаптация первоклассников к школе.
Профориентация подростков.
Психоэмоциональное развитие детей.
Индивидуальные занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.
Психодиагностика познавательных функций, психических состояний, свойств личности.
Уверенное общение в подростковом возрасте.
Работа с мотивацией.
Развитие творческих способностей.
Коррекция агрессивного поведения.
Тренинги общения.
ВЗРОСЛЫЕ
Проблемы взаимодействия родителей с детьми
Индивидуальное консультирование
Психологическая коррекция когнитивных функций взрослых после ЧМТ, ОНМК
Методы релаксации
Психокоррекция различных психоэмоциональных состояний
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ
Арт-терапия
Образовательная кинезиотерапия
Нейропсихологическая коррекция
Когнитивно-поведенческая терапия
СЕМЕЙНАЯ ТРАДИЦИЯ – БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Ерёмина, 3
Телефон: +7 (343) 200-03-06
Сайт: www.medcenter.pro
ВКонтакте
Одноклассники
Facebook
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.