E1.RU продолжает рассказывать о том, как изменились медицинские учреждения Екатеринбурге в ходе масштабной реорганизации, которую Управление здравоохранения анонсировало год назад: несколько отделений больниц должны были прекратить своё существование или присоединиться к другим медицинским учреждениям. Мы уже рассказывали о том, во что превратился бывший стационар бывшей же детской больницы № 16, когда в него переехала городская больница № 22 "Озеро Глухое"; как изменился центр реабилитации для спортсменов на улице Ерёмина, когда ему повесили другую вывеску. Сегодня изучаем бывший детский санаторий на Изоплите – теперь в нём центр реабилитации недоношенных детей.
Два детских санаторных отделения на Изоплите путают даже многие мамы. Детский санаторий "Изоплит" проезжаешь первым, повернув со стороны Берёзовского, в нём как раз ничего не изменилось. А вот его сосед чуть дальше в сторону озера, до которого мы доезжаем практически по лесной дороге, в прошлом году из ведения Детской городской больницы № 5 перешёл в Детскую городскую больницу № 10.
– Неврологическое отделение ДГБ № 5 на Изоплите фактически много лет работало как санаторий, – рассказали в Управлении здравоохранения, – в нём с большим желанием отдыхали мамы или бабушки с детьми. Детей здесь лечили в основном физиотерапевтическими методами. Летом дети много гуляли, купались. Отделение, безусловно, было востребовано, но называть его в полном смысле этого слова неврологическим отделением всё-таки было нельзя. Тяжелых детей здесь никогда не было, как и серьёзных медицинских технологий по их реабилитации.
Попасть в санаторий могли далеко не все – нужна была определенная доля везения. При этом, как говорят в Горздраве, в городе постоянно увеличивалось число детей, которые вместе с их родителями нуждались в постоянной грамотной поддержке со стороны медиков. Это дети, родившиеся недоношенными, уже прошедшие отделение реанимации новорожденных, а затем выписанные домой. Конечно, совсем без помощи они не оставались, но при реабилитации таких детей нужен был системный подход и специальные технологии. Которые теперь будут развиваться здесь – на берегу Шарташа.
– Наши пациенты – это дети от 6 месяцев и до 3 лет, – рассказал нам заведующий отделением медицинской реабилитации детей раннего возраста ДГБ № 10 Дмитрий Баранов, – а самое главное для недоношенного ребенка – максимально рано начать его реабилитацию. И начать её нужно грамотно, поэтому родители детей, родившихся недоношенными, не должны оставаться со своими проблемами один на один. Нередко бывают случаи, когда чрезмерно активная тактика реабилитации ребенка приводит к негативным последствиям – в виде чрезмерной стимуляции отдельных функций. Но и выжидательная тактика здесь вредна, потому что ребёнок теряет время.
Как нам рассказали врачи, они решили "уравнять" тех, кто может пригласить на дом массажистов, физиотерапевтов и использовать весь спектр фармпрепаратов, и тех, кому это не по карману.
– Так мы ликвидировали тот разрыв, который был между дорогостоящими технологиями выхаживания недоношенных детей в стационаре и всем их последующим ведением, – подчеркнул главный врач ДГБ № 10 Сергей Мартиросян.
– Каждый человек рождается на свет с 1 миллиардом нейронов, – продолжает наш "малышковый ликбез" Дмитрий Баранов, – а затем до 3 лет происходит развитие связей между этими нейронами, развитие нервных волокон. Но часть таких образованных связей – синапсы, может погибнуть. Это происходит в том случае, если они не получают достаточный опыт как раз за первые три года жизни ребенка. И вот если говорить о наших занятиях с недоношенными детьми, то это даже не реабилитация, а абилитация, потому что мы не возвращаем, а создаем у них функции. Мы не применяем активное медикаментозное лечение – конечно, если у ребёнка есть препараты, которые он принимает постоянно по рекомендации невролога, то он продолжает это делать. Но никаких "капельниц" мы не ставим. Наши главные методы – это кинезиотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, эрготерапия. В нашем штате есть массажисты, психологи, логопеды, инструкторы ЛФК, специалисты функциональной диагностики. И, конечно, врачи-педиатры и неврологи.
У кабинета Дмитрия Баранова мы встречаем одного из первых пациентов отделения, который был здесь с мамой после выписки из роддома в октябре 2015 года – то есть сразу после открытия отделения. Саша родился глубоко недоношенным – его вес едва превышал 1 килограмм, у малыша был тетрапарез (нарушения движения в ручках и ножках).
– Сейчас наш Саша весит уже 8 200 граммов, – рассказывает Ольга, мама малыша, – он у нас первый и пока единственный, долгожданный, но вот родился так рано – на 28-й неделе. Мы осенью здесь были, и сейчас во второй раз приехали с большой надеждой. На 4-м месяце Саша пополз, в феврале встал. Сидит пока не очень хорошо.
Вместе с Дмитрием Барановым, Сашей, его мамой Олей и психологом мы идём в зал кинезиотерапии. Их теперь здесь два – по одному на каждый этаж. Все оборудование в залах, кроме шведских стенок, абсолютно новое.
– Нет-нет-нет, внутрь мы никого не пускаем! – Саша стоит у бортика "сухого бассейна" с шариками, а Дмитрий объясняет нам, почему врачи не садят малышей внутрь бассейна: надо чтобы ребенок хотел встать у опоры, походить вокруг неё, потянулся за шариком. И комментирует уже для мамы: – Пока он ещё встает на носочки, но в целом уже прекрасно себя координирует.
Средний курс лечения в отделении составляет 2 недели.
– Первые занятия в зале проводит врач, потом маме помогает инструктор ЛФК, – говорит нам Дмитрий Баранов, – мама должна себя настроить, что она к нам приезжает вместе с ребенком – работать, а не отдыхать. Это раньше здесь отдыхали, теперь здесь все работают.
Ещё летом, до открытия, в отделении успели поменять на новые все окна и двери. Отремонтировали и оборудовали 2 зала кинезиотерапии, купили новый аппарат электроэнцефалографии. Вместо подростковых уже стоят новые детские кроватки. Только что в палатах появились столики с закругленными углами, новые шкафы-купе. В каждой палате есть свой небольшой холодильник и стерилизатор для бутылочек. В коридорах стоят разноцветные детские диванчики.
Зная, что в этом здании раньше были ещё и двухместные VIP-палаты, поднимаемся на второй этаж в их поисках, заходим в одну. Нас встречает ещё одна Ольга, которая приехала сюда с 10-месячным Левой и его сестрой.
– Конечно, мы здесь бесплатно, – удивляется нашему вопросу хозяйка палаты, – позавчера поступили, пока нам тут всё нравится.
В одной комнате их палаты стоят две детские кроватки и одна взрослая, во второй – двуспальный диван.
– Эти палаты мы отдали "двойням" и семьям с двумя детьми, – говорит нам заведующий, – причём мы будем только "за", если с детьми приедет не только мама, но и папа или бабушка. Маме так будет легче, и она больше успеет.
Внизу, в столовой, – разноцветные детские стульчики. Их тоже покупали летом.
– Раньше здесь были более старшие дети, а теперь наш пищеблок полностью переориентировался на маленьких детей, – говорят нам сотрудники.
Окна столовой выходят прямо на озеро, ворота к которому пока закрыты. Спрашиваем, откроют ли их летом.
– Пока думаем, – говорит нам заведующий, – у нас же маленькие дети, для нас безопасность – это самое главное. На въезде у нас постоянное видеонаблюдение, и мамам с колясками мы не разрешаем гулять за территорией, тем более по дороге.
– Основные показания для направления детей в отделение медицинской реабилитации детей раннего возраста ДГБ № 10 – это реабилитация детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, родившихся при преждевременных родах, реабилитация детей, перенесших тяжелые критические состояния в роддоме, с тяжелыми заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, – перечисляют в Горздраве. – В том числе с поражениями нервов, корешков и сплетений, с задержкой развития (статико-моторного и психо-предречевого), с парезами, параличами, гипокинезами, атаксией, ДЦП. Направление на лечение в это отделение можно получить у своего участкового врача-педиатра в поликлинике по месту жительства.