Новую технологию оперативного лечения гигантских грыж стали применять врачи сразу двух крупнейших хирургических клиник – ГКБ N 14 и ОКБ N 1. Нам удалось побывать на одной из таких операций, которую провёл доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургии факультета усовершенствования врачей УГМУ Михаил Прудков в 14-й городской больнице.
На операционном столе – 31-летняя Марина, одна из первых пациенток, которым делают операцию по новой технологии. Женщина уже под наркозом, задача хирургов – помочь ей избавиться от гигантской грыжи передней брюшной стенки. Грыжа эта росла не один год. 7 лет назад пациентка перенесла сразу несколько операций, в том числе по поводу перитонита. Ещё через 4 года ей была сделана операция кесарева сечения. Поэтому кроме грыжи, которая не давала молодой женщине нормально жить и работать, у неё ещё был серьезный спаечный процесс в брюшной полости.
– Раньше больные с гигантскими грыжами передней брюшной стенки были обречены на инвалидность, – рассказал нам в начале операции Михаил Иосифович, – потому что использовавшиеся хирургические методики не позволяли без натяжения сопоставить разошедшиеся у пациента ткани. При гигантских грыжах, после ушивания "грыжевых ворот", перед хирургом стоит ещё одна более значимая проблема – сделать пластику так, чтобы вновь сшитые ткани не испытывали натяжения, чтобы это не беспокоило пациента и впоследствии у него не произошло рецидива с необходимостью повторной операции.
Раньше в хирургии грыж использовали хирургическую сетку, которой замещали дефект тканей, напомнил Прудков. Но она сдвигалась при любых значимых нагрузках и повышении давления в брюшной полости у больного.
Новая технология, по которой сегодня провели операцию, называется задняя сепарационная пластика. Как говорят сами врачи, для неё не нужно никакого дорогостоящего оборудования, кроме хирургических ниток и небольших фрагментов всё той же сетки, которая используется здесь не с целью замещения дефектов, а укладывается под собственные мышцы пациента для создания дополнительного каркаса. И ещё, конечно, нужны опытные руки хирурга, который во время операции должен послойно выделить все разошедшиеся ткани, расправить их (а, например, мышцы, по словам врачей, за годы существования гигантских грыж не только расходятся в разные стороны, но ещё и сминаются, как бумага) и сшить заново.
Вся операция по удалению гигантской грыжи и пластике передней брюшной стенки заняла около двух часов. Сначала Михаил Иосифович удалил избыток тканей на передней брюшной стенке пациентки вместе с уродующими её живот швами от предыдущих операций, растянутыми огромной грыжей. А затем началась кропотливая работа по выделению мышц, отделению их от апоневрозов, в которых они находятся, ушиванию грыжевых ворот, а затем – послойно всех тканей.
– Для выделения и удаления изменённых тканей мы почти не используем скальпель. Мы пользуемся коагуляцией тканей в трёх разных режимах: монополярном, диполярном и аргоноплазменном. Это уменьшает кровопотерю у пациента и травматичность операции, – пояснил Михаил Иосифович.
Во время операции переднюю брюшную стенку у пациентки фактически создали заново на наших глазах, и мы сами смогли увидеть, как расправились все сжатые и деформированные грыжей мышцы и как все ткани сшили множеством мелких швов.
– В процессе операции мы иссекли все патологически изменённые ткани, в том числе рубцы после предыдущих операций, и, несмотря на это все, мышцы и листки апоневроза нам удалось сопоставить без натяжения. Это очень важно для пациентки. Нагрузка на ткани после такой операции будет минимальной, сами швы не будут испытывать натяжения, а значит, не будет болевых ощущений, и риск рецидива грыжи будет минимальным, – подвёл итог операции Михаил Прудков.
Уже вечером Марину перевели из реанимации в обычную палату хирургического отделения. Сегодня ей разрешат вставать и примерно через неделю выпишут из больницы.
Пока такие операции проводят только две больницы: Городская клиническая больница N 14 и Областная клиническая больница N 1. Но попасть туда может любой пациент, причём бесплатно – по направлению врача-хирурга из своей поликлиники и после консультации хирурга больницы, в которой такие операции проводятся.
Фото: Дмитрий ГОРЧАКОВ / E1.RU