Уже традиционно по понедельникам мы публикуем материал, который стоит прочитать и сохранить в закладки: с начала сентября мы вместе с ведущими врачами Екатеринбурга разоблачаем мифы о раке и выясняем, как можно избежать этой страшной болезни или хотя бы распознать её симптомы как можно раньше.
Последние две недели медики рассказывали нам об онкологии желудочно-кишечного тракта. О самой страшной её локализации — раке поджелудочной железы — мы поговорили с доктором медицинских наук Михаилом Прудковым, а о раке желудка — с главным хирургом города Алексеем Столиным.
Сегодня наш собеседник — заведующий отделением колопроктологии Свердловской областной клинической больницы N 1 Андрей Ощепков. Он рассказал нам об онкологических заболеваниях толстой кишки — их причинах, первых симптомах и возможностях лечения.
— Андрей Владимирович, кто чаще всего болеет раком толстой кишки и почему?
— Онкологические заболевания толстой кишки начали молодеть: всё чаще мы стали выявлять их у молодых пациентов, в 25–35 лет. И в принципе рака толстой кишки с каждым годом в любом возрасте становится больше. «Критический» возраст для этого заболевания — 40–50 лет. После него пациенты должны быть особенно внимательны к своему здоровью.
Если говорить о непосредственных причинах развития рака толстой кишки, то с точностью здесь можно сказать только одно: современной медицине она до сих пор неизвестна. Существует большое количество различных теорий, но ни одну из них нельзя принимать за единственно правильную.
— А факторы риска?
— Во-первых, наследственный, как и при многих других онкологических заболеваниях. Причём здесь учитываются онкологические процессы любой локализации, которые когда-либо были у ближайших родственников пациента. Неблагоприятные факторы экологии, профессиональные вредности, проживание в больших, урбанизированных городах также важны. Огромное значение имеет характер питания человека. Известно, что регулярное употребление в пищу пищевых волокон, то есть овощей и фруктов, достоверно снижает риск развития рака толстой кишки. Это как раз то, на что каждый из нас действительно может повлиять.
Если говорить о болезнях толстой кишки, которые через несколько лет могут привести к раку, то на первом месте среди них находится полипоз толстой кишки. Полипы имеют тенденцию к перерождению и со временем к развитию раковой опухоли.
Также к возникновению рака может привести такое заболевание, как язвенный колит. Это очень серьёзное заболевание, которое обычно проявляется диареей с примесью крови в каловых массах больного. В связи с этим наши пациенты нередко принимают его за расстройства кишечника, которые характерны для пищевых отравлений, или за обычный геморрой. Через 10 лет от начала заболевания риск развития рака толстой кишки у этих больных значительно увеличивается, поэтому больные язвенным колитом должны быть под особым наблюдением у врачей.
Раз в полгода они должны проходить фиброколоноскопию (эндоскопическое исследование кишечника. — Прим. ред.), во время которой врач делает ступенчатую биопсию слизистой толстой кишки. При обнаружении любых патологических изменений мы будем рекомендовать такому пациенту оперативное лечение, так как риск быстрого развития рака в этом случае очень велик.
Рак толстой кишки может передаваться и по наследству — это такие заболевания, как семейный диффузный полипоз толстой кишки, синдром Гарднера, синдром Линча. У нас в отделении проходили лечение целые семьи, включая мам или пап и их детей.
Это связано с мутациями определённого гена. Такой рак может возникнуть очень рано — в 18–20 лет, иногда даже раньше — и при отсутствии лечения очень быстро перейти в запущенную стадию. Выход здесь — только семейное генетическое консультирование на этапе планирования беременности и крайне внимательное отношение к здоровью всех членов семьи.
— На что нужно обращать внимание, чтобы прийти к врачу вовремя? Какие симптомы должны восприниматься как тревожные?
— Тревожными симптомами могут быть запоры, геморрой, который нередко сопровождает онкологические заболевания кишечника, подозрение на присутствие крови в каловых массах или её видимое наличие. Во всех этих случаях человек должен обратиться к проктологу или к хирургу. Но, к сожалению, наши пациенты пока воспитаны так, что говорить о каких-то своих неприятных ощущениях, особенно когда дело касается конечных отделов кишечника, для них не совсем привычно.
Боли в животе при раке толстой кишки — это очень поздний симптом, не нужно на него ориентироваться. Они могут появиться уже при большой стенозирующей опухоли, когда она сдавливает просвет кишки и мешает прохождению каловых масс. Или при перфорации, то есть нарушении целостности стенки кишки и выходе каловых масс в брюшную полость с развитием перитонита. При стенозе кишки у человека также появляются постоянные запоры, геморрой, вздутие живота. И вот иногда так получается, что человек всё это терпит годами, ждёт непонятно чего, а когда попадает к нам в приёмное отделение, то даже только по форме его живота и жалобам опытный хирург может поставить тот диагноз, при котором радикальное лечение будет уже невозможно.
— А какое лечение возможно?
— Практически единственный выход при онкологических заболеваниях толстой кишки — это операция. Даже когда рак обнаруживается в виде полипа, иссечение такого полипа во время фиброколоноскопии не спасёт пациента от распространения рака по близлежащим участкам кишки. По международным стандартам мы предлагаем такому пациенту операцию по удалению участка кишки. При этом операция будет полостной, но в зависимости от стадии процесса операция может быть выполнена либо через большой разрез, либо лапароскопически (через проколы). В запущенных случаях операция может завершиться формированием кишечной стомы, то есть выведением кишки на брюшную стенку, эта стома может быть как временной, так и постоянной (пожизненной).
Чем дольше человек будет терпеть и чем позже он придёт к нам — тем больше шансов на то, что потребуется этапное хирургическое лечение, то есть несколько операций последовательно из-за разрастания опухоли, либо процесс может оказаться не поддающимся хирургическому лечению.
И вот здесь стоит задуматься всем: что более неприятно с эстетической, моральной, социальной стороны (какой хотите) — вовремя прийти к проктологу и рассказать о своих жалобах или потом жить с колостомой. А ведь после радикальных операций любого объёма наши больные живут многие годы.
Напомним, проблеме онкологических заболеваний мы посвятили целую серию интервью. Ранее мы беседовали об одном из самых распространённых онкозаболеваний — раке кожи — с профессором кафедры онкологии и медицинской радиологии Уральского государственного медицинского университета Сергеем Берзиным и об онкологических заболеваниях крови — лейкозах — с главным гематологом Свердловской области Татьяной Константиновой, а главный хирург Екатеринбурга Алексей Столин рассказал о том, почему сейчас не нужно бояться онкологических операций.
Кроме того, мы писали о типичных «мужских» и «женских» заболеваниях: главный уролог Свердловской области Игорь Баженов рассказал нам о «мужских болезнях», в том числе раке и аденоме предстательной железы, а заведующий отделением онкомаммологии ГКБ N 40 Сергей Демидов и заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Уральского государственного медицинского университета Татьяна Обоскалова — о самом распространённом и самом страшном «женском» онкологическом заболевании — раке груди и других опасных женских болезнях.
Наконец, главный онколог Екатеринбурга Денис Демидов рассказал нашим читателям о том, как правильно обследоваться без потери времени и денег, чтобы выявить признаки онкологии, и почему сложные процедуры типа МРТ или колоноскопии в этом не всегда помогают.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU