Здоровье Онкологический ликбез интервью Онкологический ликбез: почему гастрит вырастает в рак желудка и как пить алкоголь для профилактики

Онкологический ликбез: почему гастрит вырастает в рак желудка и как пить алкоголь для профилактики

Продолжаем серию интервью о профилактике и лечении рака в Екатеринбурге.

Главный хирург Екатеринбурга Алексей Столин

Продолжаем серию интервью с екатеринбургскими врачами, которые специализируются на лечении онкологии. Сегодняшняя публикация посвящена раку желудка — это одно из немногих онкологических заболеваний, которое по своей распространенности практически не изменилось за последние 20–30 лет. Им по-прежнему чаще всего болеют те, кому уже исполнилось 50. Как и раньше, главными факторами риска здесь являются заболевания желудка, вредные привычки и наследственный фактор. А основным методом лечения, который врачи первым предложат больному, как и много лет назад, будет операция по удалению опухоли, то есть части или всего желудка.

Эксперт уже знаком нам — это главный хирург Екатеринбурга, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой общей и факультетской хирургии УГМУ Алексей Столин. Он уже рассказывал нам о том, как вовремя распознать онкологические заболевания и где в Екатеринбурге провериться на «ген рака».

— Алексей Владимирович, можно ли сказать, что рак желудка, в отличие от других злокачественных опухолей, о которых мы уже писали, за последние годы не помолодел? И болеть им больше не стали?

— Заболеваемость раком желудка в Екатеринбурге и в среднем по России составляет 30 случаев на 100 тысяч жителей в год. То есть первичный диагноз в течение года устанавливается у нас в городе каждым 30 пациентам из 100 тысяч. На 1,5 миллиона жителей Екатеринбурга это около 450 случаев в год. Это немало. Хотя действительно рак желудка не изменил ни свои возрастные, ни гендерные особенности. Мужчины им болеют несколько чаще, чем женщины, но разница эта невелика. У молодых мы тоже выявляем рак желудка, только происходит это нечасто.

— А почему рака желудка так боятся жители той же Японии? Там внимательнее относятся к своему здоровью или есть другие причины?

— Они болеют раком желудка в 5 раз чаще, чем жители России. Уровень заболеваемости в странах Юго-Западной Азии составляет 150 на 100 тысяч жителей. Вы же знаете, наверное, что самые лучшие гибкие эндоскопы выпускаются в Японии? Просто проблема высокой распространённости рака желудка для них чрезвычайно остра — намного больше, чем для любой другой страны. Там свои системы скрининга, которые не применяются в других странах мира.

— Факторы риска при раке желудка традиционны? Как у большинства онкологических заболеваний?

— При раке желудка имеют значение вредные привычки — курение и злоупотребление алкоголем. Причем курение действует сразу на двух уровнях: местном — раздражая слизистую желудка, и на центральном, когда никотин через центральную нервную систему повышает желудочную секрецию, а выделившийся сок повреждает слизистую. И нет большой разницы, как человек курит — на голодный желудок или после еды, 2 сигареты в день или пачку. Для его желудка это всё равно плохо.

— А вот насчет алкоголя очень много данных в литературе. Одни медики советуют больным пить красное вино, другие — коньяк, третьи говорят, что алкоголь в любом виде вреден.

— С алкоголем всех в последнее время действительно запутали. Если говорить о профилактике рака желудка, то 50 граммов абсолютного алкоголя (то есть медицинского спирта. — Прим. ред.) в сутки — это та максимальная доза, которую человек может принимать в день. Лучше меньше или совсем не употреблять. Всё, что будет больше, — это уже очень высокий риск.

Одни медики советуют больным пить красное вино, другие — коньяк, третьи говорят, что алкоголь в любом виде вреден

— А как быть тем, кто уже имеет заболевания желудка, то есть с так называемыми «язвенниками»?

— Вот как раз здесь мнение врачей за последние 10 лет несколько изменилось. Для развития рака желудка, по современным представлениям, большее значение имеет гастрит, то есть воспаление слизистой желудка, а не язвенная болезнь. Человек, у которого появились боли в области желудка, изменения аппетита, изжога, отрыжка, обязательно должен пойти к врачу и пройти процедуру фиброгастроскопии (ФГС). Дальше, если будет подтверждён гастрит, пациенту надо лечиться. И, конечно же, не самостоятельно и не по советам родственников.

Очень часто причиной гастритов и язвенной болезни является бактерия Helicobacter pylori, против которой назначается так называемая эрадикационная схема. Если эту схему провести неправильно, то человек не только не вылечит свой гастрит, но и увеличит риск его перехода в рак. Увы, это так. На международном уровне сейчас принято, что своевременная эрадикация предупреждает развитие рака желудка и его рецидива после оперативного лечения. Но лучшие результаты достигаются, когда лечение проводится на ранней стадии — ещё до выраженной атрофии и изменения клеток слизистой желудка. Поэтому чем дольше пациент затягивает свой визит к врачу, даже если у него ещё нет рака желудка, а есть только начинающийся гастрит, время всё равно уже работает против него.

После перенесённого гастрита или язвы желудка каждый пациент, которому исполнилось 50 лет, должен обязательно хотя бы 1 раз пройти ФГС и убедиться в том, что у него всё в порядке. Если больному во время обострения гастрита по каким-то причинам не проводится ФГС, то для диагностики хеликобактерной инфекции можно сделать уреазный дыхательный тест или определить антиген Helicobacter pylori методом иммуноферментного анализа. Эти методы доступны и у нас, в Екатеринбурге. Если при прохождении диспансеризации пациент предъявляет врачу «желудочные» жалобы, то ему, как правило, рекомендуется ФГС. И проводится это исследование бесплатно как второй этап диспансеризации.

Если рак желудка не удалось обнаружить на ранней стадии, больному поможет только большая травматичная операция

— Насколько при раке желудка важна наследственность?

— Очень важна, и не только в плане генетической предрасположенности, но и потому, что возбудитель хронического гастрита и язвенной болезни Helicobacter pylori очень легко передаётся в быту. Всем известно, что у больного этими заболеваниями, особенно если у него уже была выявлена бактерия Helicobacter pylori, должны быть отдельные предметы личной гигиены и отдельная посуда. Но это мало кто выполняет — а ведь так передать инфекцию можно всем членам семьи, включая даже детей.

— Какие опасные симптомы могут подсказать человеку, что его желудок уже серьёзно болен, а риск того, что в нём развивается рак, уже очень высок?

— При раке желудка выраженные симптомы появляются только в поздних стадиях. На первое место выходят общие: слабость, анемия, высокая утомляемость, постоянные недомогания. Боли, кровотечения не беспокоят больных очень долго. Стеноз, то есть сужение желудка и нарушение прохождения по нему пищи, может появиться только на последней стадии заболевания, вместе с метастазами. Поэтому к врачам, как бы люди к нам ни относились, ходить всё-таки надо.

— Как сегодня лечат рак желудка?

— Рак желудка, как и много лет назад, мы лечим хирургическим способом. Хирург удаляет весь желудок у пациента или его часть. Если на ФГС будет обнаружен экзофитный рост опухоли в виде полипа, то его убирают эндоскопически, то есть без разреза. Но это тоже возможно только на ранней стадии болезни. Затем, по мере роста опухоли, больному сможет помочь только большая травматичная операция.

Каждый год 450 екатеринбуржцам ставят диагноз «рак желудка», говорит Алексей Столин. Эта цифра совпадает со средней по России

Напомним, проблеме онкологических заболеваний мы посвятили целую серию интервью. Ранее мы беседовали об одном из самых распространённых онкозаболеваний — раке кожи — с профессором кафедры онкологии и медицинской радиологии Уральского государственного медицинского университета Сергеем Берзиным и об онкологических заболеваниях крови — лейкозах — с главным гематологом Свердловской области Татьяной Константиновой, а главный хирург Екатеринбурга Алексей Столин рассказал о том, почему сейчас не нужно бояться онкологических операций.

Кроме того, мы писали о типичных «мужских» и «женских» заболеваниях: главный уролог Свердловской области Игорь Баженов рассказал нам о «мужских болезнях», в том числе раке и аденоме предстательной железы, а заведующий отделением онкомаммологии ГКБ N 40 Сергей Демидов и заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Уральского государственного медицинского университета Татьяна Обоскалова — о самом распространённом и самом страшном «женском» онкологическом заболевании — раке груди и других опасных женских болезнях.

Наконец, главный онколог Екатеринбурга Денис Демидов рассказывал нашим читателям о том, как правильно обследоваться без потери времени и денег, чтобы выявить признаки онкологии, и почему сложные процедуры типа МРТ или колоноскопии в этом не всегда помогают. А в прошлый понедельник мы говорили о самой страшной локализации онкологии — раке поджелудочной железы — с доктором медицинских наук Михаилом Прудковым.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН, Дмитрий ГОРЧАКОВ / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Форумы
ТОП 5
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Рекомендуем
Знакомства
Объявления