"Во время Великой Отечественной войны здесь размещался эвакуационный госпиталь №…" – таблички с такой надписью висят на нескольких десятках зданий в Екатеринбурге. Дом промышленности, Дом контор, 9-я, 2-я, 37-я, 40-я гимназии, 1-я школа в годы войны принимали раненых.
Среди адресов свердловских эвакогоспиталей не случайно оказалось так много школ – начиная с 1930 года все школы в Свердловске строились по проектам, позволяющим быстро разместить в них госпитали для раненых.
Первой в эвакогоспиталь уже 23 июня 1941 года превратилась 37-я школа, а первых раненых Свердловск принял 12 июля 1941 года.
Вслед за ней сменила школьное оборудование на хирургическое школа № 9 и множество других школ города. Кстати, отель "Хаятт" построен также на месте школы, в которой когда-то работал эвакогоспиталь.
Самый большой госпиталь в Свердловске – № 414 на 1 600 коек – разместился на 7-м этаже Дома промышленности по адресу улица Мамина-Сибиряка, 145 (сейчас в этом здании через дорогу от Оперного театра находится НПО автоматики). Общий коечный фонд госпиталей Свердловска составлял около 16,5 тысячи единиц. К нам попадали самые тяжёлые раненые, которым требовалось длительное лечение и восстановление. В разгрузке раненых на вокзале принимал участие весь город – люди шли сюда после работы, сменяя друг друга.
Места за операционными столами пришлось занять женщинам, потому что самые опытные и высококвалифицированные свердловские врачи и медсёстры ушли на фронт в первые дни войны. В тылу оставались в основном недавние выпускники, точнее, выпускницы мединститута, которых "укрепили" эвакуированными с оккупированных территорий специалистами и профессурой ведущих научных институтов. Даже большинство начальников эвакогоспиталей были женщины, ведущие хирурги – женщины, которые сутками простаивали за операционными столами. Известный свердловский терапевт, доктор медицинских наук Тамара Григорьевна Ренёва начинала свою трудовую биографию в эвакогоспитале № 1708. В одно из ночных дежурств ей пришлось несколько часов кулаками закрывать аорту раненого, пока не дождалась оперирующего врача.
Эвакогоспиталь № 1708 размещался с 5 июля 1941 года по декабрь 1945 года в Доме контор по улице 8 Марта, 10 и в Горно-металлургическом техникуме на проспекте Ленина, 28. Профиль: общехирургический, терапевтический, травматологический, челюстной, протезирование. В списке его сотрудников по состоянию на 1 мая 1945 года – только одна мужская фамилия – руководителя, все остальные – несколько десятков хирургов, операционных и медицинских сестёр – женщины.
Все госпитали в Свердловске имели свою специализацию. Упомянутый 1708-й был травматологическим, здесь занимались также и протезированием. В госпитале № 414 (Дом промышленности) лечили ранения лица и глаз. Сколько боли вынесли эти стены – сегодня страшно представить, а ведь именно здесь многим раненым удалось восстановить лица. В этом госпитале велись научные разработки по пластической хирургии после ранений.
Эвакогоспиталь № 1071 (здание ВУХИН, улица 8 Марта, 14) – ампутационный, эвакогоспиталь № 1325 (здания на Карла Либкнехта, 8 и проспекте Ленина, 28) – нейрохирургический. В эвакогоспитале № 1716 (здание 37-й гимназии) было открыто отделение для лечения раненных на фронте женщин.
В Свердловске во время войны впервые в стране был внедрён разработанный Борисом Павловичем Кушелевским метод лечения пневмонии и дизентерии новыми сульфаниламидными препаратами. Это открытие стало спасением и для фронта, и для тыла.
А спасением для раненых в Свердловске стали… бутылки из-под водки. Когда нарушились поставки стеклотары на станцию переливания крови, было принято решение собрать всю стеклянную посуду в госпиталях. Но этого оказалось недостаточно. Тогда решили снабжать госпитали кровью в обычных водочных и молочных бутылках, которые на улицах города собирали школьники. Нагрузка на станцию переливания тогда была колоссальная – забор крови одновременно происходил на двух десятках столов.
К сожалению, имена рядовых врачей, которые 4 военных года в невыносимых по современным меркам условиях спасали жизни раненых в Свердловске, постепенно уходят в историю. Как и здания, в которых размещались многочисленные эвакогоспитали. Их победа осталась в этих стенах, где они смогли не только вернуть жизнь, но и вернуть в строй тысячи раненых бойцов. Что примечательно – у этой победы лицо оказалось женским, что нередко случается в медицине.
Редакция благодарит за помощь в создании материала Свердловский областной музей истории медицины (директор Соколов Б. В.) и создателей книги "Неизвестная победа" (выпущена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Министерством здравоохранения Свердловской области).