В Новоуральске – в помещении бывшего профилактория "Весна" – вскоре появится первый в области полноценный хоспис — учреждение, предназначенное для неизлечимо больных, которым будут создавать комфортные условия и обеспечивать уход в последние дни и месяцы их жизни. О том, как он будет работать, для чего нужен и сколько будет стоить пребывание в нём, нам рассказал Олег Кинёв, депутат екатеринбургской Гордумы, который возглавит новое учреждение.
- В Свердловской области в настоящий момент как таковых хосписов нет?
- Есть отделения паллиативной помощи. Это подобные хосписам учреждения, но немного другие. В Верх-Нейвинске изначально планировали открыть хоспис, но потом – и это было тогда правильное решение – создали паллиативное отделение. Оно предназначено для онкобольных. Некоторые пациенты находятся там до своей смерти, некоторым оказывают помощь и отпускают домой. Когда откроют хоспис в Новоуральске, то это отделение станет его частью.
Есть еще так называемые частные хосписы. Хотя, конечно, это только название. Они, как правило, расположены в коттеджах за городом. Медицинской лицензии у них, конечно, нет, возможно, они оформлены как мини-гостиницы. Туда родственники отправляют своих стариков – немощных, пожилых людей. У них обычно несколько заболеваний, многие из них – инвалиды. Что представляют из себя эти "хосписы"? К нам недавно обратилась женщина, которая потеряла своего мужа. Формально они в браке не состояли. Мужчина однажды исчез. Женщина его обыскалась – звонила его детям, но ничего не могла узнать. Только когда случайно встретила его дочь на улице, та призналась, что отдала отца в хоспис. Когда женщина приехала по этому адресу, то узнала, что муж уже умер. И она нам рассказала, что там за обстановка. Кровати с панцирной сеткой, по бокам от кровати доски стоят, чтобы больной не упал, простые грубые доски, затянутые простынями. И они там лежат. Находятся там от пяти до двадцати человек. Пребывание в этом заведении обходится его близким от пяти до двадцати тысяч в месяц. И таких у нас есть несколько штук. Это не только в Екатеринбурге, они по всей области раскиданы.
- Это незаконно?
- С этим должны разобраться правоохранительные органы. Сейчас в двух таких заведениях проходят проверки.
- Новый хоспис, государственный, каким он будет? Как будет работать?
- В хосписе люди живут в комфортных условиях, доживают до своей смерти. Там будут не только онкобольные. Как правило, люди с такими диагнозами очень быстро сгорают, родственники максимально включаются, ухаживают за больным. Но если нет такой возможности, ведь всякое бывает – родственники в возрасте или живут где-то далеко — тогда поможет хоспис. Хотя если говорить о заболеваниях, то самая большая потребность в хосписах - у больных, переживших инсульт. При хорошем уходе такие пациенты живут долго. Есть ещё пациенты с тяжёлыми формами сахарного диабета и те, у кого были травмы. Я надеюсь, отделения будут профильными. Вот есть у нас уже в Верх-Нейвинске отделение паллиативной помощи, для онкобольных. А в Новоуральске можно разместить диабетиков и инсультников.
- Это всё будет бесплатно?
- В основном, да. Но мы живём в условиях рыночной экономики, и, вероятно, часть услуг будет платной. Например, детям пожилых людей нужно уехать в отпуск. С кем оставить родителей, за которыми нужен постоянный уход? Мы сможем принять их на время.
- Тот проект, в котором активно участвовала Елизавета Глинка и на который собирали деньги, что с ним?
- Это он и есть. Это продолжение этого проекта. Доктор Лиза создала самый первый хоспис на Украине. Потом появился хоспис в Москве. Мы постоянно с ней созваниваемся, общаемся. Она учит, как правильно организовать, подсказывает, направляет.
- А почему именно в Новоуральске? Это же закрытый город. Почему не в Екатеринбурге?
- Он не на закрытой территории будет расположен, это за городом. В Екатеринбурге тоже появится хоспис. Планируем создать сеть - Новоуральск, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил. Строительства как такового не предполагаем – под учреждения приспособят бывшие санатории, профилактории. В Новоуральске на Загородном шоссе, 8а раньше находился профилакторий "Весна". Люди будут доживать в более комфортных условиях, чем у них были. Одно- , двухместные палаты, санузлы в палатах, телефоны, телевизоры, в любое время можно общаться с родными. Отделение на 25-30 коек.
- Кого туда будут направлять?
- Правила госпитализации, механизм госпитализации – это всё ещё предстоит разработать, прописать. В других регионах уже такие механизмы есть и работают. Начинается на уровне участкового врача, потом решение принимает комиссия.
- Олег Юрьевич, вы уже столько лет этой темой занимаетесь. Почему?
- Семь лет. Я заведовал неврологическим отделением в Госпитале ветеранов войн. Я видел, как дети привозили своих родителей, оставляли в госпитале и уезжали. Они знали, что госпиталь их не бросит. И персонал, который будет работать в хосписе — это те же люди, с которыми мы трудились ещё в госпитале, они сейчас в отделении паллиативной помощи в Верх-Нейвинске — и они тоже уже семь лет за мной следуют.