На Широкой речке открывается реабилитационный центр "Урал без наркотиков". Это уже второй областной центр психологической и наркологической помощи, который вводят в строй на Среднем Урале (первый открыли в прошлом году в Карпинске). На улице Косотурская, на стыке района малоэтажной застройки и лесного массива, расположилось большое трехэтажное здание, неброско отделанное в бежево-розовых тонах. Сейчас здесь прохладно и тихо - так, что пение птиц после городской суеты может показаться оглушающим. Зону вокруг центра окружает трехметровый забор. Главврач центра Антон Поддубный объясняет: это не для того, чтобы реабилитанты не сбежали - если человек вдруг подписывает отказ от реабилитации, то никто не может его задержать, здесь не тюрьма. Однако в Екатеринбурге доступность наркотиков выше, чем в том же Карпинске, где рядом с центром нет никаких заборов. Такие меры нужны, чтобы оградить будущих пациентов от дурного влияния.
Впрочем, здесь продуманы и условия ограничения доступа: обещают, что двери в здании будут открываться с помощью специальных карточек или браслетов с индивидуальным номером реабилитантов – программисты обеспечат им доступ на процедуры, но в некоторые помещения вход будет ограничен. По периметру здания и забора установлены 32 видеокамеры – пациенты будут обязаны подписать согласие на круглосуточное видеонаблюдение. Пост охраны есть и в самом центре, и у главного проезда.
Центр рассчитан на 60 пациентов - 45 мужчин и 15 женщин: врачи рассказывают, что женщины традиционно меньше страдают от наркозависимости. В здании 33 палаты – двух- и трехместные. Женское отделение расположено на третьем этаже. В коридорах – шкафы с литературой. А на первом этаже можно заметить, например, постирочную – комнату с тремя машинками, где реабилитанты будут самостоятельно стирать личные вещи – чтобы не потерять навыки нормальной жизни. Стандартный срок реабилитации – 6 месяцев. Наверняка выдержат не все: наркологи и чиновники, открывающие центр, всячески подчеркивают, что путь восстановления – долгий и трудный, однако на пациентов в любом случае необходимо смотреть как на людей – со всеми их правами и обязанностями.
На втором этаже – спортивный зал; он очень похож и размером, и расцветкой на обычный школьный. А еще есть тренажерка - с беговой дорожкой, силовыми и велотренажерами. Также, разумеется, есть столовая, актовые и реабилитационные залы (реабилитационные поменьше: они рассчитаны на групповую терапию среди тех, кто доверяет друг другу, и там необязательно должны находиться все пациенты одновременно). К слову, здесь есть даже кабинет стоматолога – чтобы из-за кариеса не ехать в Екатеринбург.
Помещение центру предоставил Андрей Козицын – ему губернатор Евгений Куйвашев на открытии, к слову, сказал личное спасибо и отметил, что УГМК - это настоящие новые уральские Демидовы. По словам главы региона, в ближайшее время такие реабилитационные центры будут открыты в каждом управленческом округе Среднего Урала. Когда Куйвашеву задают традиционный вопрос, как он относится к учету опыта и сотрудничеству с альтернативными негосударственными центрами фонда "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана, он отвечает, что весь лучший опыт страны в реабилитации будет учитываться, в том числе и сотрудников "названного фонда".
На стене пожеланий губернатор рисует…сердечко. Которое, впрочем, оказывается буквой "В" в пожелании "В добрый путь".
Реабилитация здесь будет вестись не медикаментозными, а именно психологическими методами: те, кого сюда привезут, обязательно должны будут пройти к этому времени предварительную диспансеризацию и детоксикацию. В центре будут работать наркологи, психологи и равные консультанты – те, кто в свое время уже преодолел наркозависимость. Им, разумеется, тоже будут платить зарплату за работу с реабилитантами. К слову, с октября в Екатеринбурге на проспекте Ленина работает "амбулаторный" офис "Урала без наркотиков" - с наркологом, психологом и соцработником. Здесь провели уже более тысячи консультаций, из которых 300 – это непосредственно по наркологической зависимости, более 500 – с обеспокоенными родителями и около 300 – по алкоголизму. Часть людей, которые уже обращались на Ленина, как раз и должны приехать на реабилитацию на Широкую речку – пока потенциальных реабилитантов набралось около 15 человек. "Только после открытия приберемся – и в июле уже начнем прием", - обещает Поддубный.
Кроме того, как рассказал замруководителя аппарата государственного антинаркотического комитета, начальник управления по УрФО Игорь Семочкин, здесь собираются реализовывать и федеральные инициативы по реабилитации, которая может выступить альтернативой наказанию за мелкие уголовные преступления, которые совершил наркозависимый под влиянием своей пагубной страсти.
Однако будет ли центр заполнен, остается вопросом. Опыт Карпинска показывает, что работать на полную мощность довольно сложно - в апреле нынешнего года из 25 мест там было занято только 15. На вопрос "а если будет очередь в тысячу человек, что будете делать?" однозначно отвечают: "тысячи не будет - пациенты должны прийти добровольно, и не все хотят афишировать наркозависимость".
Методика реабилитации в центре основана на классической программе "12 шагов" - ее разработали в США в обществе анонимных алкоголиков еще в 1938 году. Здесь рассчитывают провести человека по крайней мере через первые три шага – это признание своей зависимости и утраты контроля над собой, потом - признание, что только сила более могущественная, чем собственное здравомыслие, может привести его к исцелению, а потом – принятие решения поручить свою жизнь Богу, "насколько мы его понимали". У каждого свое понимание Бога, уточняют и врачи, не соглашаясь, что это однозначно религиозная методика. Остальные шаги – например, вспомнить тех, кому из-за своей зависимости пациент причинил вред, а потом, насколько это возможно, постепенно исправлять его – уже после реабилитации в центре, в амбулаторном режиме.
- Это – рабочая тетрадь, - рассказывает психиатр-нарколог Елена Брик, показывая альбом формата А4 толщиной в палец. - В ней совмещены и теоретическая часть, и практическая. Реабилитант сам заполняет ее, отвечает на вопросы, проговаривает для себя важные моменты.
- А за какое время пациент должен ее заполнить?
- Это все совершенно индивидуально.
- Вы уже знакомы с теми, кто приедет к вам реабилитироваться?
- Разумеется. Многие из здешних будущих пациентов уже приходили в офис центра на Ленина, и мы начали работать с ними.
- А что это за люди? Молодежь ведь в основном?
- Самые разные. Приводят даже 12-летних детей. Но здесь реабилитация предназначена для взрослых, детьми занимаются отдельно.
- А остальные?
- Обобщить, каких людей больше, трудно. Но, например, молодежь 18-20 лет – это в основном JWH. Люди старше 30 – опиаты.
- Они поработали с "шагами", они сели в кружок и обсуждают между собой проблемы, - рассказывает о роли социализации внутри центра Антон Поддубный. - Группа работает сама, врач отходит на второй план, - она сама себя лечит, кого-то принимает, от кого-то избавляется, - саморегулируется. Своеобразный "Дом-2".
Во сколько обойдется наркореабилитационный "Дом-2" свердловскому бюджету, пока не полностью ясно. Главный нарколог области Олег Забродин отмечает, что центр в Екатеринбурге в два раза больше, чем в Карпинске, и поэтому в 2 раза дороже: 60 млн против 25 млн рублей в год. Однако в Минздраве информацию не подтвердили, отметив, что определены еще не все целевые расходы.
К слову, этот центр планируют вывести на самоокупаемость. Как – подробно тоже пока не объясняют, но программы трудотерапии уже предусматривают. Например, собираются разбить свой огород, на котором будут трудиться реабилитанты, возможны организации мастерских. Своими силами – то есть не прибегая к подряду, а только с помощью здешних обитателей – собираются доделать футбольное поле.
В самом дальнем углу огороженной зоны – два одноэтажных здания. Одно из них – гаражный бокс, другое, как заявили нам молодые люди в темных очках – "изолятор, если вдруг кого буйного привезут". Мы переспросили. Оказалось, шутка. Во втором здании хранятся инструменты – лопаты, метлы, грабли и другой полезный инвентарь для будущих больших работ.
Фото: Артем Устюжанин, E1.RU