На приеме у любого специалиста, занимающегося диагностикой умственного и речевого развития малыша, психолога, логопеда или дефектолога, обязательно надо будет показать медицинскую карту ребенка. Диагнозы многое могут сказать об уровне речевого и интеллектуального развития малыша, наличии специфических проблем и заболеваний, еще более важно это для построения совместной коррекционной работы: надо знать, насколько быстро утомляется малыш, как он усваивает знания, есть ли какие-то специфические требования к организации работы.
К сожалению, большинство родителей часто даже не знают, что это за такие диковинные слова написаны у ребенка в медицинской карточке, и тем более не знают, что конкретно они означают применительно к малышу, о каких особенностях поведения, развития они говорят.
Карточка может потеряться, а врачи поменяться или уволиться. Именно Вы, родители, должны отчетливо представлять себе во всех подробностях состояние Вашего ребенка.
Всегда спрашивайте у врача, что означает тот или иной диагноз, даже очень сложные вещи можно объяснить понятным языком. Ваша задача состоит в том, чтобы выяснить следующее:
Что именно означает данный диагноз?
Каково полное название заболевания, которым страдает ребенок, есть ли синонимы?
Какая система (орган) им затронута?
Как обычно проявляется заболевание? Есть ли симптомы, которые сейчас отсутствуют у ребенка, но могут проявиться позже? При каких условиях они могут проявиться?
Что можно предпринять, чтобы они не проявились или проявились в слабой форме?
Какие существуют методы лечения? В чем сходство и разница между ними?
Как и на что действуют назначаемые лекарства? Какие возможны побочные эффекты от их приема?
Возможна ли немедикаментозная терапия?
Каков прогноз данного заболевания?
Если заболевание хроническое, то как оно протекает?
Как будет изменяться схема лечения по мере взросления ребенка?
Как заболевание сочетается с подростковым возрастом, с половым созреванием?
Проявляется ли и как проявляется заболевание во взрослом состоянии?
Можно ли что-то почитать на эту тему?
Поговорим о диагнозах, которые сейчас встречаются очень часто, у каждого 5–6 малыша (ставятся невропатологом или психоневрологом), что именно они означают, на какие проблемы в обучении и развитии указывают.
Энцефалопатия (синонимы — ПЭП, пренаталъная энцефалопатия) — «сборный» диагноз. В буквальном смысле означает «повреждение мозга». Ставится невропатологом. Встречается и у взрослых людей, например, если чело-век перенес черепно-мозговую травму. Когда этот диагноз появляется у ребенка до года, значит, невропатолог полагает, что у ребенка имеются те или нарушения в работе центральной нервной системы, скорее всего обусловленные полученной им травмой. Травма может быть получена до, во время родов и в период раннего младенчества. Понятно, что тяжесть поражения может быть самой разной. Тяжелые случаи очевидны (максимально тяжелый случай, это ДЦП — детский церебральный паралич) и лечатся невропатологом по стандартной схеме. Нас же интересуют более легкие случаи. Большая часть энцефалопатий самостоятельно компенсируется без всякого медицинского вмешательства. Часть требует медикаментозного и физиотерапевтическо-го лечения и к окончанию первого года жизни ребенка тоже компенсируется. У некоторой части детей легкие наруше-ния сохраняются, и тогда к пяти-шести годам в карточке ребенка, как правило, появляется следующее загадочное слово — ММД.
ММД — полное наименование минимальная мозговая дисфункция. Включает в себя несколько важнейших симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга:
трудности обучения в школе;
трудности с контролированием собственной активности и поведения в целом;
повышенная возбудимость;
диффузные (рассеянные) легкие неврологические симптомы;
умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения.
В эту категорию включают детей с проблемами в обучении или поведении, рас-стройствами внимания, но с нормальным интеллектом и лег-кими неврологическими нарушениями, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.
Выводы:
ММД — это исход легкого органического поражения головного мозга.
На фоне этого поражения могут наблюдаться различные неврологические симптомы и невротические реакции.
В школьном возрасте могут наблюдаться специфические сложности с учебой и поведением.
Гипердинамический синдром — одно из наиболее часто встречающихся появлений ММД. В основном выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома неизвестны. Очень важно понять, что именно происходит с ребенком, которому ставят такой диагноз:
По тем или иным причинам мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, т.е. часть клеток не функционирует.
Сразу после травмы другие, здоровые нервные клетки, начинают постепенно брать на себя функции пораженных клеток, т.е. сразу начинается процесс восстановления.
Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т.д. И на процесс развития, и на процесс восстановления нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система такого малыша работает с двойной нагрузкой.
При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например. подготовка к годовой контрольной, тестирование в престижную гимназию) или после болезни у гипердинамического ребенка может наступить ухудшение неврологического состояния, усилиться нарушения поведения и проблемы с обучением. На все вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется с этой еще возросшей двойной нагрузкой.
В нервной системе есть два основных процесса — возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.
При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток будут «разобраны» здоровыми клетками, нужные связи восстановятся (обычно это происходит к 14 — 15 годам).
Процесс восстановления завершен, и ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников. На научном языке этот процесс называется реконвалесценция (обратное развитие) синдрома. Гиподинамическии синдром — один из вариантов проявления ММД. Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже идентифицируется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома верно все, что сказано выше о гипердинамическом синдроме, кроме пункта 5. В отличие от гипердинамических детей, дети с гиподинамическим синдромом малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них тоже есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности — вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения — у гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие. До начала школьного обучения гиподинамический. синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный». Как часто это встречается?
С каждым годом все большему количеству детей ставится диагноз минимальной мозговой дисфункции (гипердинамический и гиподинамический синдромы — одно из проявлений ММД). Частота появления, по сегодняшним данным — каждый пятый-шестой ребенок. У девочек данные синдромы встречаются значительно реже, чем у мальчиков. На пять-шесть мальчиков с гипо- или гипердинамическим синдромом — всего одна девочка. Почему? Никто толком не знает. Самое вразумительное объяснение — девочки вообще устойчивее ко всяким воздействиям окружающей среды. В следующих статьях мы поговорим об особенностях обучения и развития детей с такими диагнозами.