
Вид на Екатеринбург от дома начальника горного округа, снимок 1909 года
К августу 2026 года на берегу городского пруда восстановят лодочную станцию по эскизам 1929 года. Почти сто лет назад в самом центре Екатеринбурга было по меньшей мере семь таких станций.
О том, как они выглядели и когда исчезли, а также о том, как вообще изменилась главная набережная города за десятки лет, E1.RU рассказал Леонид Смирнов — архитектор, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат архитектуры, профессор и член Союза архитекторов.
Для начала Леонид Николаевич напоминает: Екатеринбург в 1723 году создавался как город-завод, для предприятий реку Исеть запрудили в нескольких местах. Так появились три плотины: на Верх-Исетском и Нижне-Исетском прудах, а также в центре.
— Когда появляются такие гидротехнические сооружения, естественным образом возникают и водные акватории, которые формируют восприятие и ландшафт города, — говорит архитектор.

Леонид Смирнов всю жизнь посвятил авангардной архитектуре Свердловска и Екатеринбурга, а также архитектурно-художественному освещению знаковых зданий города
За десятилетия вид на городской пруд заметно изменился. В том числе пропали лодочные станции, которые были очень популярны в прошлом. Леонид Смирнов создал схему расположения таких станций, а также купален, причалов и спусков к воде на городском пруду.
Всего с XIX века и до середины XX века на городском пруду было семь лодочных станций и пять спусков к воде, которые активно использовались.

Красным, розовым и оранжевым отмечены лодочные станции, синим — спуски к воде
На фото ниже — то, каким был городской пруд в 1895 году. Рядом с хорошо знакомым каждому екатеринбуржцу Домом Севастьянова стоит небольшая лодочная станция. Станция побольше когда-то располагалась рядом с современной школой № 9.

— Обычно у лодочных станций стоял небольшой домик. Там сидел сторож, наблюдатель и кассир в одном лице, — говорит Леонид Смирнов.
Огромная усадьба на заднем плане с фотографии ниже принадлежала семье золотопромышленников Тарасовых. Они были настолько известны и популярны в городе, что их фамилией была названа вся набережная по эту сторону пруда, сейчас это улица Горького.
В самой усадьбе Тарасовых теперь находится резиденция губернатора Свердловской области.

В маленьком домике сидел кассир и сторож лодочной станции, а в большом, который чуть выше и правее, находилось общество спасения на воде
На Тарасовской набережной стояла и еще одна невероятно красивая станция. В справочниках она упоминается как водная станция Уралпрофсовета (Уральского областного совета профессиональных союзов), ее открыли в июне 1926 года.

Водную станцию на Тарасовской набережной открыли в 1926 году

Посмотрите, сколько людей тут собиралось!

Бассейн для плавания на новой лодочной станции
Лодки по пруду рассекали не простые, а сделанные по специальным заказам, так что прокатиться на них было удовольствием не из дешевых. Рядовой крестьянин или рабочий вряд ли мог себе такое позволить.
Что уж говорить о тех, кто жил на первой береговой линии и имел личные спуски к воде. Если в нынешних реалиях попытаться сравнить их ценность, в голову приходят только примеры с собственным выходом в лес из дома либо даже с вертолетной площадкой во дворе.

Вид от дома начальника Уральских горных заводов на стадион «Динамо»
Часть набережной, которая сейчас названа в честь рабочей молодежи, сто лет назад именовалась Гимназической. Ее серьезно перестраивали уже в этом веке. В процессе был утрачен спуск к воде от дома главного начальника Уральских горных заводов, прямо напротив приборостроительного завода.

Раньше у дома главного начальника Уральских горных заводов был спуск к воде. Во время реконструкции его убрали
А недалеко от ККТ «Космос», на месте улицы Дзержинского, когда-то была Глуховская набережная и протекала река Мельковка.
Рядом с рекой на месте нынешнего стадиона «Динамо» располагалась дача городского головы Ильи Симанова (посмотрите, как недавно отреставрировали его усадьбу в центре города). Причем дача была роскошная, с личной лодочной станцией, на территории которой также были купальни.

Дачу Ильи Симанова снесли в 1930 году
— У них были закрытые купальни. Это такие небольшие строения с небольшим водным бассейном и навесами, чтобы можно было спрятаться и от солнца, и от дождя, — рассказывает архитектор.

Снимок 1900–1910-х годов
Саму эту территорию также называли Мельковской слободой. Примечательна она была тем, что здесь открыли первую в черте города золотоносную россыпь. Драгоценный песок активно намывали старатели, а потом обрабатывали в золотосплавной лаборатории неподалеку. Причем металл свозили сюда не только со всего Урала, но и из Сибири.

Химическая и золотосплавная лаборатория на Тарасовской набережной, 1900–1915 годы

Таким был вид на пруд в период с 1905 по 1915 год
До реконструкции набережная была из дерева и бутового камня, а в 30-е годы стала гранитной. Со стороны приборостроительного завода даже сделали новый спуск к воде. Предназначался он для посетителей библиотеки, которую так и не открыли.
— Внутри завода была запроектирована и построена первая в городе публичная библиотека. Спуск сделали специально для того, чтобы люди могли подплывать на лодках, сходить туда, а потом еще прокатиться на лодочке по пруду. Но библиотеку открыть так и не успели — началась война. Вокруг библиотеки построили завод, а ее сделали одним из цехов, — рассказывает архитектор.

Обновленная набережная, вид в 1940-е годы
— В середине 1936 года утвердили план перестройки Свердловска, его автором был бывший ленинградский архитектор Домбровский. Он — выходец из Санкт-Петербургской академии художеств (как она называется сегодня), так что, я бы сказал, архитектор сумел привнести сюда творческий дух старого Петербурга и воплотил его в гранитной набережной городского пруда, — говорит Леонид Смирнов.

20 лет спустя, в 1960-е годы, реконструировали и Плотинку
Второй спуск после реконструкции набережной появился перед современным ККТ «Космос». Еще один — у стадиона «Динамо», построенного в 1934 году. Там же были и трибуны на воде, и лодочная станция, и бассейны для купания.
— Вообще, стадион «Динамо» назывался «Водно-лыжная и коньковая станция». Зимой по пруду катались на коньках — для этого расчищали площадку на льду, играла музыка. Можно было прокатиться по пруду на лыжах, — делится Леонид Николаевич, вспоминая, как сам в 50-е годы приходил сюда школьником.

Так выглядела водно-лыжная станция летом


Фото 1935–1937 годов
— Надо сказать, что стадион «Динамо» пользовался большой популярностью, от Москвы и Волги до Владивостока точно. Здесь в 1934 году была проведена Всероссийская спартакиада, и этот стадион в стиле конструктивизма, особенно дом-кораблик, потряс всех, — подчеркивает архитектор.

«Динамо» построили в машинном стиле — это стиль архитектуры, повторяющий очертания транспорта и техники
Помните знаменитые скульптуры, которые стоят у входа на стадион? Когда «Динамо» только открыли, такие статуи стояли вдоль всей набережной. Куда они делись потом — вопрос.
— Знаете, у нас иногда исчезают не только скульптуры, а даже декоративные элементы ландшафта. Например, на Вознесенской горке, напротив дворца пионеров, был огромный фонтан с лягушками. Когда его стали реконструировать, лягушки исчезли, а фонтан остался, — приводит пример Леонид Смирнов.


Вот одна из статуй, которые когда-то стояли вдоль набережной
Скульптуры стояли и за Макаровским мостом — у лодочной станции, которую теперь будут восстанавливать.


Леонид Николаевич также объяснил назначение полусферы-ракушки на крыше станции. Оказывается, это была своего рода сцена.
— Тогда магнитофонов не было, зато были духовые оркестры, и это специально для них сделано. Вот туда заводили небольшой оркестр, музыканты играли, и всё было хорошо слышно тем, кто отдыхал рядом. Такая же ниша есть внутри стадиона «Динамо», во втором корпусе, — рассказывает архитектор.

Неподалеку от этой лодочной станции расположена река Ольховка, плотину на которой недавно отреставрировали, а на месте современного университета путей сообщения в начале ХХ века стояли шикарные генеральские дачи с лодочным причалом.
— Это же золотопромышленники, денег немерено. Они могли себе позволить вызвать архитектора, художника — дизайнеров-то раньше не было — и построить всё что угодно. В советское время там отдыхали большие начальники, а дачи стали называться не генеральскими, а пролетарскими, — говорит Леонид Смирнов.

На фотографиях конца 1980-х годов еще можно увидеть людей, плавающих по городскому пруду на лодках, но массово закрывать лодочные станции стали намного раньше.
— Станции стали исчезать, я считаю, что в послевоенные годы. Во время войны людям вообще было не до того. И потом, когда уже победили, был другой менталитет, какие-то новые интересы появились, — отмечает архитектор.

Снимок 1986 года, даже тогда на лодках активно плавали по пруду
По словам Леонида Николаевича, свою историю набережная в центре Екатеринбурга потеряла не только с исчезновением станций, но и с многочисленными перестройками. Взять хотя бы скульптуры, которые когда-то стояли вдоль пруда.
— Что имеем — не храним. У нас очень много всего было снесено. Вот кому понадобилось менять историческое обрамление набережной? Да, там были серп и молот советские, но это же история. А сейчас, если вы пройдете по набережной, посмотрите, я даже не понимаю, что там изображено. И столько денег потратили, чтобы по двум сторонам набережной поменять ограждения, а ради чего? История потеряна, — с грустью подчеркивает архитектор.

Прочитайте также, что было у Театра драмы до появления там сквера, а также какой была набережная Исети до строительства Приборостроительного завода.
Больше материалов о том, как менялся Свердловск, вы найдете в специальном разделе.