Город Места_Екб летопись «История потеряна». Вспоминаем, какой была главная набережная Екатеринбурга 100 лет назад

«История потеряна». Вспоминаем, какой была главная набережная Екатеринбурга 100 лет назад

Самым популярным развлечением для горожан того времени были прогулки на лодках

Вид на Екатеринбург от дома начальника горного округа, снимок 1909 года | Источник: Сергей Прокудин-ГорскийВид на Екатеринбург от дома начальника горного округа, снимок 1909 года | Источник: Сергей Прокудин-Горский

Вид на Екатеринбург от дома начальника горного округа, снимок 1909 года

Источник:

К августу 2026 года на берегу городского пруда восстановят лодочную станцию по эскизам 1929 года. Почти сто лет назад в самом центре Екатеринбурга было по меньшей мере семь таких станций.

О том, как они выглядели и когда исчезли, а также о том, как вообще изменилась главная набережная города за десятки лет, E1.RU рассказал Леонид Смирнов — архитектор, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат архитектуры, профессор и член Союза архитекторов.

Для начала Леонид Николаевич напоминает: Екатеринбург в 1723 году создавался как город-завод, для предприятий реку Исеть запрудили в нескольких местах. Так появились три плотины: на Верх-Исетском и Нижне-Исетском прудах, а также в центре.

— Когда появляются такие гидротехнические сооружения, естественным образом возникают и водные акватории, которые формируют восприятие и ландшафт города, — говорит архитектор.

Леонид Смирнов всю жизнь посвятил авангардной архитектуре Свердловска и Екатеринбурга, а также архитектурно-художественному освещению знаковых зданий города | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUЛеонид Смирнов всю жизнь посвятил авангардной архитектуре Свердловска и Екатеринбурга, а также архитектурно-художественному освещению знаковых зданий города | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU

Леонид Смирнов всю жизнь посвятил авангардной архитектуре Свердловска и Екатеринбурга, а также архитектурно-художественному освещению знаковых зданий города

Источник:

За десятилетия вид на городской пруд заметно изменился. В том числе пропали лодочные станции, которые были очень популярны в прошлом. Леонид Смирнов создал схему расположения таких станций, а также купален, причалов и спусков к воде на городском пруду.

Всего с XIX века и до середины XX века на городском пруду было семь лодочных станций и пять спусков к воде, которые активно использовались.

Красным, розовым и оранжевым отмечены лодочные станции, синим — спуски к воде | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUКрасным, розовым и оранжевым отмечены лодочные станции, синим — спуски к воде | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU

Красным, розовым и оранжевым отмечены лодочные станции, синим — спуски к воде

Источник:

На фото ниже — то, каким был городской пруд в 1895 году. Рядом с хорошо знакомым каждому екатеринбуржцу Домом Севастьянова стоит небольшая лодочная станция. Станция побольше когда-то располагалась рядом с современной школой № 9.

Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUИсточник: Владислав Лоншаков / E1.RU
Источник:

— Обычно у лодочных станций стоял небольшой домик. Там сидел сторож, наблюдатель и кассир в одном лице, — говорит Леонид Смирнов.

Огромная усадьба на заднем плане с фотографии ниже принадлежала семье золотопромышленников Тарасовых. Они были настолько известны и популярны в городе, что их фамилией была названа вся набережная по эту сторону пруда, сейчас это улица Горького.

В самой усадьбе Тарасовых теперь находится резиденция губернатора Свердловской области.

В маленьком домике сидел кассир и сторож лодочной станции, а в большом, который чуть выше и правее, находилось общество спасения на воде | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUВ маленьком домике сидел кассир и сторож лодочной станции, а в большом, который чуть выше и правее, находилось общество спасения на воде | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU

В маленьком домике сидел кассир и сторож лодочной станции, а в большом, который чуть выше и правее, находилось общество спасения на воде

Источник:

На Тарасовской набережной стояла и еще одна невероятно красивая станция. В справочниках она упоминается как водная станция Уралпрофсовета (Уральского областного совета профессиональных союзов), ее открыли в июне 1926 года.

Водную станцию на Тарасовской набережной открыли в 1926 году | Источник: Государственный архив Свердловской областиВодную станцию на Тарасовской набережной открыли в 1926 году | Источник: Государственный архив Свердловской области

Водную станцию на Тарасовской набережной открыли в 1926 году

Источник:
Посмотрите, сколько людей тут собиралось! | Источник: Pastvu.comПосмотрите, сколько людей тут собиралось! | Источник: Pastvu.com

Посмотрите, сколько людей тут собиралось!

Источник:
Бассейн для плавания на новой лодочной станции | Источник: Pastvu.comБассейн для плавания на новой лодочной станции | Источник: Pastvu.com

Бассейн для плавания на новой лодочной станции

Источник:

Лодки по пруду рассекали не простые, а сделанные по специальным заказам, так что прокатиться на них было удовольствием не из дешевых. Рядовой крестьянин или рабочий вряд ли мог себе такое позволить.

Что уж говорить о тех, кто жил на первой береговой линии и имел личные спуски к воде. Если в нынешних реалиях попытаться сравнить их ценность, в голову приходят только примеры с собственным выходом в лес из дома либо даже с вертолетной площадкой во дворе.

Вид от дома начальника Уральских горных заводов на стадион «Динамо» | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUВид от дома начальника Уральских горных заводов на стадион «Динамо» | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU

Вид от дома начальника Уральских горных заводов на стадион «Динамо»

Источник:

Часть набережной, которая сейчас названа в честь рабочей молодежи, сто лет назад именовалась Гимназической. Ее серьезно перестраивали уже в этом веке. В процессе был утрачен спуск к воде от дома главного начальника Уральских горных заводов, прямо напротив приборостроительного завода.

Раньше у дома главного начальника Уральских горных заводов был спуск к воде. Во время реконструкции его убрали | Источник: Pastvu.comРаньше у дома главного начальника Уральских горных заводов был спуск к воде. Во время реконструкции его убрали | Источник: Pastvu.com

Раньше у дома главного начальника Уральских горных заводов был спуск к воде. Во время реконструкции его убрали

Источник:

А недалеко от ККТ «Космос», на месте улицы Дзержинского, когда-то была Глуховская набережная и протекала река Мельковка.

Рядом с рекой на месте нынешнего стадиона «Динамо» располагалась дача городского головы Ильи Симанова (посмотрите, как недавно отреставрировали его усадьбу в центре города). Причем дача была роскошная, с личной лодочной станцией, на территории которой также были купальни.

Дачу Ильи Симанова снесли в 1930 году | Источник: Вениамин МетенковДачу Ильи Симанова снесли в 1930 году | Источник: Вениамин Метенков

Дачу Ильи Симанова снесли в 1930 году

Источник:

— У них были закрытые купальни. Это такие небольшие строения с небольшим водным бассейном и навесами, чтобы можно было спрятаться и от солнца, и от дождя, — рассказывает архитектор.

Снимок 1900–1910-х годов | Источник: Pastvu.comСнимок 1900–1910-х годов | Источник: Pastvu.com

Снимок 1900–1910-х годов

Источник:

Саму эту территорию также называли Мельковской слободой. Примечательна она была тем, что здесь открыли первую в черте города золотоносную россыпь. Драгоценный песок активно намывали старатели, а потом обрабатывали в золотосплавной лаборатории неподалеку. Причем металл свозили сюда не только со всего Урала, но и из Сибири.

Химическая и золотосплавная лаборатория на Тарасовской набережной, 1900–1915 годы | Источник: Pastvu.comХимическая и золотосплавная лаборатория на Тарасовской набережной, 1900–1915 годы | Источник: Pastvu.com

Химическая и золотосплавная лаборатория на Тарасовской набережной, 1900–1915 годы

Источник:
Таким был вид на пруд в период с 1905 по 1915 год | Источник: Pastvu.comТаким был вид на пруд в период с 1905 по 1915 год | Источник: Pastvu.com

Таким был вид на пруд в период с 1905 по 1915 год

Источник:

До реконструкции набережная была из дерева и бутового камня, а в 30-е годы стала гранитной. Со стороны приборостроительного завода даже сделали новый спуск к воде. Предназначался он для посетителей библиотеки, которую так и не открыли.

— Внутри завода была запроектирована и построена первая в городе публичная библиотека. Спуск сделали специально для того, чтобы люди могли подплывать на лодках, сходить туда, а потом еще прокатиться на лодочке по пруду. Но библиотеку открыть так и не успели — началась война. Вокруг библиотеки построили завод, а ее сделали одним из цехов, — рассказывает архитектор.

Обновленная набережная, вид в 1940-е годы | Источник: Pastvu.comОбновленная набережная, вид в 1940-е годы | Источник: Pastvu.com

Обновленная набережная, вид в 1940-е годы

Источник:

— В середине 1936 года утвердили план перестройки Свердловска, его автором был бывший ленинградский архитектор Домбровский. Он — выходец из Санкт-Петербургской академии художеств (как она называется сегодня), так что, я бы сказал, архитектор сумел привнести сюда творческий дух старого Петербурга и воплотил его в гранитной набережной городского пруда, — говорит Леонид Смирнов.

20 лет спустя, в 1960-е годы, реконструировали и Плотинку | Источник: Pastvu.com20 лет спустя, в 1960-е годы, реконструировали и Плотинку | Источник: Pastvu.com

20 лет спустя, в 1960-е годы, реконструировали и Плотинку

Источник:

Второй спуск после реконструкции набережной появился перед современным ККТ «Космос». Еще один — у стадиона «Динамо», построенного в 1934 году. Там же были и трибуны на воде, и лодочная станция, и бассейны для купания.

— Вообще, стадион «Динамо» назывался «Водно-лыжная и коньковая станция». Зимой по пруду катались на коньках — для этого расчищали площадку на льду, играла музыка. Можно было прокатиться по пруду на лыжах, — делится Леонид Николаевич, вспоминая, как сам в 50-е годы приходил сюда школьником.

Так выглядела водно-лыжная станция летом | Источник: Государственный архив Свердловской областиТак выглядела водно-лыжная станция летом | Источник: Государственный архив Свердловской области

Так выглядела водно-лыжная станция летом

Источник:
Источник: Pastvu.comИсточник: Pastvu.com
Источник:
Фото 1935–1937 годов | Источник: Pastvu.comФото 1935–1937 годов | Источник: Pastvu.com

Фото 1935–1937 годов

Источник:

— Надо сказать, что стадион «Динамо» пользовался большой популярностью, от Москвы и Волги до Владивостока точно. Здесь в 1934 году была проведена Всероссийская спартакиада, и этот стадион в стиле конструктивизма, особенно дом-кораблик, потряс всех, — подчеркивает архитектор.

«Динамо» построили в машинном стиле — это стиль архитектуры, повторяющий очертания транспорта и техники | Источник: Pastvu.com«Динамо» построили в машинном стиле — это стиль архитектуры, повторяющий очертания транспорта и техники | Источник: Pastvu.com

«Динамо» построили в машинном стиле — это стиль архитектуры, повторяющий очертания транспорта и техники

Источник:

Помните знаменитые скульптуры, которые стоят у входа на стадион? Когда «Динамо» только открыли, такие статуи стояли вдоль всей набережной. Куда они делись потом — вопрос.

— Знаете, у нас иногда исчезают не только скульптуры, а даже декоративные элементы ландшафта. Например, на Вознесенской горке, напротив дворца пионеров, был огромный фонтан с лягушками. Когда его стали реконструировать, лягушки исчезли, а фонтан остался, — приводит пример Леонид Смирнов.

Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUИсточник: Владислав Лоншаков / E1.RU
Источник:
Вот одна из статуй, которые когда-то стояли вдоль набережной | Источник: Pastvu.comВот одна из статуй, которые когда-то стояли вдоль набережной | Источник: Pastvu.com

Вот одна из статуй, которые когда-то стояли вдоль набережной

Источник:

Скульптуры стояли и за Макаровским мостом — у лодочной станции, которую теперь будут восстанавливать.

Источник: Государственный архив Свердловской областиИсточник: Государственный архив Свердловской области
Источник:
Источник: Государственный архив Свердловской областиИсточник: Государственный архив Свердловской области
Источник:

Леонид Николаевич также объяснил назначение полусферы-ракушки на крыше станции. Оказывается, это была своего рода сцена.

— Тогда магнитофонов не было, зато были духовые оркестры, и это специально для них сделано. Вот туда заводили небольшой оркестр, музыканты играли, и всё было хорошо слышно тем, кто отдыхал рядом. Такая же ниша есть внутри стадиона «Динамо», во втором корпусе, — рассказывает архитектор.

Источник: Государственный архив Свердловской областиИсточник: Государственный архив Свердловской области
Источник:

Неподалеку от этой лодочной станции расположена река Ольховка, плотину на которой недавно отреставрировали, а на месте современного университета путей сообщения в начале ХХ века стояли шикарные генеральские дачи с лодочным причалом.

— Это же золотопромышленники, денег немерено. Они могли себе позволить вызвать архитектора, художника — дизайнеров-то раньше не было — и построить всё что угодно. В советское время там отдыхали большие начальники, а дачи стали называться не генеральскими, а пролетарскими, — говорит Леонид Смирнов.

Источник: Pastvu.comИсточник: Pastvu.com
Источник:

На фотографиях конца 1980-х годов еще можно увидеть людей, плавающих по городскому пруду на лодках, но массово закрывать лодочные станции стали намного раньше.

— Станции стали исчезать, я считаю, что в послевоенные годы. Во время войны людям вообще было не до того. И потом, когда уже победили, был другой менталитет, какие-то новые интересы появились, — отмечает архитектор.

Снимок 1986 года, даже тогда на лодках активно плавали по пруду | Источник: Владимир Казаков / Pastvu.comСнимок 1986 года, даже тогда на лодках активно плавали по пруду | Источник: Владимир Казаков / Pastvu.com

Снимок 1986 года, даже тогда на лодках активно плавали по пруду

Источник:

По словам Леонида Николаевича, свою историю набережная в центре Екатеринбурга потеряла не только с исчезновением станций, но и с многочисленными перестройками. Взять хотя бы скульптуры, которые когда-то стояли вдоль пруда.

— Что имеем — не храним. У нас очень много всего было снесено. Вот кому понадобилось менять историческое обрамление набережной? Да, там были серп и молот советские, но это же история. А сейчас, если вы пройдете по набережной, посмотрите, я даже не понимаю, что там изображено. И столько денег потратили, чтобы по двум сторонам набережной поменять ограждения, а ради чего? История потеряна, — с грустью подчеркивает архитектор.

Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUИсточник: Владислав Лоншаков / E1.RU
Источник:

Прочитайте также, что было у Театра драмы до появления там сквера, а также какой была набережная Исети до строительства Приборостроительного завода.

Больше материалов о том, как менялся Свердловск, вы найдете в специальном разделе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE78
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD6
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
84
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления