
Трактор усердно работал с самого утра, ведь дорога в суд не должна быть скользкой
В Екатеринбурге 19 февраля торжественно открыли роскошный суд. Теперь жители Академического могут искать справедливости в своих спорах, не покидая района.
С утра пораньше в новый район Екатеринбурга нагрянули высшие чиновники: губернатор Евгений Куйвашев, мэр Алексей Орлов, спикер Заксобрания Людмила Бабушкина, депутат Госдумы Павел Крашенинников и другие.
До сих пор правовые вопросы жителей района распределяли между другими городскими судами, но по закону каждому административному району в таких городах, как Екатеринбург, положен свой суд.
Первый камень заложили в ноябре 2023 года, здание обошлось городу в 2,7 миллиарда рублей. В Академическом суде два блока. В одном размещаются 10 участков мировых судей, во втором — 20 судей районного суда. Проектировщик и генподрядчик строительства — АО СК «Стройтэк».



Здание возвели всего за год, это первый из районных судов в России, открытый со времен Советского Союза. Губернатор Евгений Куйвашев во время открытия даже высказал удивление, что такой сложный проект удалось реализовать.
— Приятно, что Владимир Андреевич [Дмитриев, председатель Свердловского областного суда] взялся за реализацию этого, на первый взгляд, неподъемного проекта, и у всех всё получилось. Строители, городские власти, региональные власти сработали как одна команда, чтобы жителям района было удобно обращаться в суды. Условия для работы судей, мировых судей, аппарата — это уникальный проект. Мы продолжим улучшать инфраструктуру судов в Екатеринбурге, это только начало, — сказал Евгений Куйвашев.

Здание эффектно выглядит в утреннем свете
Почему открытие обычного районного суда отмечают как большое событие? Об этом мы поговорили с председателем комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Павлом Крашенинниковым. Почитайте его интервью и посмотрите на обстановку внутри нового суда — она шикарная в сравнении с другими районными отделениями в Екатеринбурге.
— Павел Владимирович, почему этот суд называют первым в России, разве за 35 лет не появилось ни одного?
— Когда мы приняли Конституцию, у нас прошла судебная реформа. Тогда мы отошли от активной роли суда, который занимался инквизиционными вещами с точки зрения добывания доказательств самостоятельно. Потом мы создали апелляционные и кассационные суды. Но суд в Академическом — первый новый районный суд, суд первичного звена. Кроме того, только для нового суда нужно принимать отдельный федеральный закон, а для создания других органов власти любого уровня закон принимать не требуется.
Создание суда в Академическом районе приведет к тому, чтобы другие органы тоже открывали там свое представительство: загсы, прокуратура и прочие. И публичная власть станет более доступной для людей.
Мы придаем большое значение этому суду. В Госдуме мы рассматриваем много законопроектов по поводу реорганизации: в одном субъекте из одного суда делаем другой, в другом создаем судебное присутствие на месте суда (чтобы построить или закрыть суд, требуется издать федеральный закон. — Прим. ред.). Но суд в Академическом районе — первый в России, который создается с нуля. Для развития системы правосудия это чрезвычайно важно. Академический — огромный район, он размером со среднестатистический российский город на 100 тысяч человек, поэтому создание там районного суда имеет стратегическое значение. Безусловно, важно, что местным жителям больше не придется ездить в соседние районы, чтобы защитить свои права. Это было неудобно.






— Здание выглядит не утилитарно, это большой архитектурный ансамбль. Для чего комплекс построили именно таким?
— Мы не случайно решили, чтобы суд не занимал какие-нибудь выделенные помещения в домах, а получил свое отдельное здание. А то бывает так, что дают офис — и там все устраиваются как могут.
У этого здания не только утилитарное назначение, оно насквозь символично. Например, два блока здания — как две чаши весов. Пилоны разной величины тоже не просто так, и надписи на них.
Здорово, что получилось сделать его таким. Кстати, кроме районного суда там будет еще и участок мировых судей. То есть правосудие будет осуществляться в разных инстанциях. Я видел эти колонны в проекте, на них цитаты из Конституции, чтобы их могли прочитать не только участники процессов, но и прохожие.
— Расскажите про постулаты, которые выбиты на пилонах. Почему выбрали именно их?
— «Все равны перед законом и судом». Это один из главных принципов Конституции, 19-я статья. Здесь нет того, кто главнее, богаче, кто представляет государство или муниципалитет — не важно. В суд приходят все, независимо от имущественного или должностного положения. Здесь все равны, и суд должен это обеспечивать.
Следующий принцип — 46-я статья. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». В суде человек, его права и свободы считаются высшей ценностью. Это очень важно, и мы это выносим на колонны. Государство обеспечивает судебную защиту. Это одно из основных прав человека, и у любого есть возможность обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Были случаи в нашей истории, когда не было возможности обжаловать решение — оно сразу вступало в силу. А эта статья в том числе про то, что можно обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.
— Еще одна надпись на пилоне посвящена презумпции невиновности. Бывает, что этот принцип нарушается и к человеку относятся как к заведомо виноватому.
— «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана приговором суда». Этот принцип нарушается достаточно часто не только правоохранителями, но и вашими коллегами. Но пока вина человека не доказана и пока приговор не вступил в силу, человек не является виновным. Это не только судебный принцип, но одно из главных естественных прав человека. Про это можно долго говорить. Важно напомнить, что бремя доказывания лежит на стороне обвинения.
В истории России были разные чрезвычайные суды. Новое здание напоминает, что правосудие осуществляется только судом. Чрезвычайных органов, «троек» у нас нет.



— «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Это очень важный принцип, потому что в Советском Союзе была активная роль суда, и фактически суд был на стороне правоохранителей. Не могу сказать, что мы полностью от этого отошли, но в Конституции четко сказано про состязательность и равноправие.
«Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Это 17-я статья Конституции, важнейшая. Я часто об этом говорю и студентам вкладываю в голову, и депутатам. Мы постоянно обращаем внимание, что права человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Поэтому нужно соблюдать права третьих лиц, это прописано и в судопроизводственном законодательстве, и в Гражданском кодексе.






— Жизнь показывает, что не всегда эти принципы соблюдаются. Государство стремится, чтобы правовая система следовала им неукоснительно, или приходится искать баланс между написанным и реальностью?
— Мы ищем баланс между жизнью одних и других, человеческих интересов и государственных или муниципальных. Мы не можем говорить, что Конституция свято выполняется всеми, но мы обязаны говорить, что есть Конституция Российской Федерации, и она прямого действия, в отличие от советских, в том числе от «замечательной» сталинской конституции. Поэтому, если в самом законе есть противоречие основному закону, то этот закон может быть отменен Конституционным судом.
Когда у нас появилась возможность создать новый суд, мы договорились, что подберем важнейшие для судопроизводства конституционные принципы, которые проецируются на другие акты и законы. Поэтому мы сделали суд в Академическом районе таким. Понятно, что люди будут проходить мимо, и у них не будет задачи прочитать все постулаты. Но пусть эти статьи будут на видном месте.
Ранее мы разбирали с доктором юридических наук тезисы из Конституции, высеченные около нового здания суда. Также в Академическом строят здание местной администрации, потом его выкупит мэрия.