Жители Екатеринбурга вспоминают об уральском профессоре Александре Перцеве — бывшем декане философского факультета УрГУ и УрФУ. О кончине семидесятилетнего философа сообщили в пресс-службе вуза. Время и место прощания пока не известны.
Читатели E1.RU, бывшие студенты, коллеги делятся воспоминаниями об Александре Перцеве. Мы собрали некоторые из них.
Доктор исторических наук Константин Бугров
— Вчера умер Александр Владимирович Перцев, легендарный профессор Уральского университета, доктор философских наук, специалист по истории немецкой философии и многолетний декан философского факультета. Перцев славился в городе как непревзойденный лектор, златоуст и оратор.
Я хорошо помню, как впервые его увидел в роли оратора — в гимназии № 120, куда Перцев пришел, видимо, провести открытый урок; тогда так работали вузы, боролись за абитуриентов, и лучшие из преподавателей охотно выступали перед школьниками. Перцев произвел сногсшибательный эффект на весь класс «В» (какой это был «В», десятый или одиннадцатый — того не помню, но эффект помню), в котором и я учился. А потом на четвертом курсе истфака Перцев читал историю философии; стало быть, то был 2004 или 2005 год.
Лекции стояли где-то во второй половине дня, со второй смены мы учились; мои однокурсники ходили к тому времени на пары уже слабо — работали все, хотя какой-то костяк отличников посещал всё; дело не в том, что занятия были плохие, они были прекрасные; но жизнь требовала к четвертому курсу работать, университет тогда не мог еще ничего студентам предложить взамен. Однако у Перцева была репутация златоуста; она как-то сама собой распространялась, и все об этом знали. И вот к началу занятия в аудиторию набивался народ, и яблоку было негде упасть; и появлялся Перцев как прямо-таки какой-то оратор на агоре. А он как будто заряжался от аудитории, которая ему внимала, и так получалась синергия.
Это был доинтернетный период, не было еще у нас видеохостингов, видеосвязи, онлайн-курсов, шортсов, рилзов и прочей подобной штуки; емко сказанное слово, мастерство речи, искусство слова — живого слова! — ценилось тогда высоко. Конечно, запомнят Перцева и как замечательного переводчика, и как автора книг, и как руководителя факультета. Но для нас он навсегда останется любимым преподавателем.
Сенатор Андрей Клишас
— Очень яркий был человек. Помню Перцева по учебе на философском в начале 90-х. Вечная память.
Константин Киселев, депутат гордумы Екатеринбурга
— Один из моих самых крутых преподавателей, когда я учился на философском. На 5-м курсе я уже работал, поэтому всего несколько лекций, но каждая — восторг. Декан философского факультета, который решал любые проблемы спокойно и уважительно. Словно их и не было, — написал депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселев.
Он продолжил общение и после вуза. Киселев вспоминает, какое удовольствие ему доставляло при встречах обмениваться остротами со своим наставником.
— Это были отличные пикировки. Умнейший человек. Остроумнейший.
Оказал он на меня влияние? Да. Парадоксальностью подачи материала, парадоксальностью мышления, отношением к жизни. Перцев — вспышка. Мгновенное переключение с одного предмета на другой. Моментальная реакция. Неопровержимая, но удивительная логичность.
И одновременно он был человеком монографии и фундаментального перевода. А это кропотливейшая работа в долгую. Последний доклад, который я слышал, был посвящен Слотердайку. Его переводы. Это было круто. И это было достаточно давно.
Потом он пропал. Болел. Но я всё равно с ним встречался, когда видел его имя, например, в качестве редактора какой-нибудь книги. В любом случае знал, что Перцев есть. И он рядом. И вот Александр Владимирович Перцев ушел. Колоссальная потеря для меня. Для всех, — написал Константин Киселев.
Александр Ашбель, выпускник философского факультета УрГУ, главный редактор E1.RU.
— Горько слышать такие новости. Александр Владимирович был не только великолепным специалистом, но и яркой личностью: всегда остроумный, рассудительный, со своим мнением. Навсегда запомнил его объяснение, почему руководство факультета в самый разгар 90-х, когда высшим образованием торговали направо и налево, не стало завышать расценки для внебюджетных студентов: «Плата должна оставаться достаточно низкой, чтобы к нам не начали ходить понтовые ребята с дорогими тачками, сплевывающие семечки по углам». Потому что он не хотел ронять уровень. И не уронил, — отметил Александр Ашбель.
Тамара Поспелова, выпускница философского факультета УрГУ
— Я не могу поверить. Лучший декан нашего факультета, человек-ракета, гений с безграничной харизмой. Спасибо за западную философию! За Ницше! Я его люблю с той самой первой лекции. За страсть к знаниям и поиску смыслов! За умение упрощать сложное! За любовь к истине! Я не знаю, как дальше, больно…
Вечная память, дорогой и любимый наш Александр Владимирович Перцев, — написала Тамара Поспелова.
Доцент УрФУ Виктор Степанов
— Как-то надо было в презентацию вставить фотку доброго профессора. Как иллюстрацию к эксперименту, где было показано, что всякие психологические школы одинаково эффективны не только между собой, но и в сравнении просто с хорошими, эмпатичными людьми.
Гугл на запрос «добрый профессор» мне всё время фотографии каких-то маньяков подкидывал. Я сначала на него матерился, а потом стал материться на себя. Какого хрена я сразу не вспомнил этого человека?
Харизматичнейший мужик, лучший лектор из всех, кого знаю, наидобрейший учитель и руководитель, человек, которому я всё время пытался подражать и который сделал меня мной. Александр Владимирович Перцев. Из презентаций, сердца и памяти не отпущу, — написал Виктор Степанов.
Андрей Ермоленко, выпускник исторического факультета УрГУ, 1998–2003, преподаватель УрФУ
— С Александром Владимировичем я познакомился еще до поступления в университет. Он приезжал к нам в Нижний Тагил и наряду с другими преподавателями УрГУ вел подготовительные курсы по истории на базе 32-й школы. Меня, тогдашнего одиннадцатиклассника, невероятно впечатлил и его тонкий юмор, и своеобразная манера обращения с материалом, и способ ведения занятия вообще.
Пожалуй, именно Перцев впервые так ясно дал мне понять, что наука — это очень интересно и что об исторических событиях можно рассказывать так увлекательно, как будто это художественное произведение. Вспоминая его уроки, поймал себя на мысли, что сегодня в УрФУ я веду занятия по истории в той же манере — с байками и шутками — как это делал Александр Владимирович 27 лет назад, — вспоминает Андрей Ермоленко.
Другие читатели E1.RU также тепло отзываются о легендарном профессоре.
— Я сейчас на четвертом курсе религиоведения, и у нашего потока с философами Александр Владимирович должен был читать курс зарубежной философии. Помню, что читал еще в начале своего универского пути, что он был специалистом по Ницше, перевел огромное количество его трудов, Хайдеггеру, социолингвистике, философской антропологии и европейской философии второй половины XIX и XX веков в целом. Самому удалось немного пообщаться с профессором по поводу статьи на конференцию в прошлом году. Светлая память Вам, Александр Владимирович, и вечный покой! Философский Вас не забудет! — написал студент УрФУ Иван.
— Настоящий философ, педагог и личность. Исторический факультет помнит его. Светлая память, — написал выпускник истфака УрФУ.
Бывшие студенты вспоминают, что на лекции Александра Перцева приходили люди с других факультетов.
— Александр Перцев был гениальный преподаватель, такие редко, но встречаются. Мне повезло, он читал нам курс «История философии» — это было сочно, забористо, интересно. Рано он ушёл, соболезную близким и всем, кто его знал, — написал читатель E1.RU.