Продолжаем сериал «Эстетика Е» вместе с телеграм-редактором E1.RU Анастасией Барановой. Настя любит изучать разные районы нашего города. В этот раз выбор пал на квартал в квадрате улиц Челюскинцев — Папанина — Энергостроителей и набережной Исети.
В этом квартале потихоньку расселяют и сносят дома. Прошлым летом здесь проводили раскопки, чтобы убедиться, не навредит ли стройка расположенным рядом объектам культурного наследия — корпусам бывшей глазной лечебницы имени Миславского на Челюскинцев, 3. Застраивать микрорайон начнут именно c этого места. Далее — от первого лица.
Меня это место заинтересовало своими контрастами. Удивило, что такая разруха есть в самом центре Екатеринбурга. Я бы это назвала Воркутой на минималках — а мне есть с чем сравнить: в северных поселках я уже бывала. Удивительно то, как это соседствует с небоскребами современного мегаполиса.
Изучение квартала предлагаю начать с домиков на Челюскинцев. Некоторые кадры немного испортит ретушь: к сожалению, на стенах тут много рекламы наркотиков.
Первыми на Челюскинцев меня встречают небольшой старый домик и больница со стрит-артом. Надписи на здании уже третий год, работа даже отмечена на карте уральского стрит-арта. Эти слова написала команда самарских художников.
Предыстория тут такая: в 2020 году на домах в исторической части Самары стали появляться надписи с фамилией Шукальский. Это несуществующий человек — собирательный образ творца, философа и местного жителя с криминальным прошлым. Планировалось, что у уличной повести будет несколько глав, но канал анонимных художников уже давно не обновлялся.
Рядом стоит дом 1946 года постройки, он жилой, рядом есть машины. Двухэтажка выглядит ухоженной, если не считать тегов с наркотиками. Само здание — одно из самых симпатичных на этой улице.
В глубине улицы стоит интересный домик с колоннами. С торца есть отдельный вход, который охраняет собака. Она может сильно напугать, если вы идете погруженными в своих мыслях. Дворик интересный, но я остереглась подходить ближе. Судя по всему, летом там можно отдохнуть под специальным навесом.
Идем дальше рассматривать необычный дом. Тут есть прекрасный балкон с колоннами, но он завален разным хламом.
— Это пьяный район — бывший Комсомольский. После войны здесь жили рабочие завода «Полтинник» (завод № 50, транспортного машиностроения им. Свердлова, нынешний Уралтрансмаш. — Прим. ред.). В нашем доме планировался детский сад, но потом его перепланировали. Мы ни за какие барыши, например, в Солнечный не поедем. Всю жизнь в центре живем, — рассказывал моей коллеге местный житель.
Один из домов расселили, там выбиты окна. Забор, к сожалению, не спасает. Здания почти не охраняются, поэтому сюда то и дело заглядывают школьники, пытаясь разгромить то, что осталось.
Останавливаться около обычных трех- и четырехэтажек не хотелось, поэтому мы их пропустим. Дальше переходим на улицу Энергостроителей. Здесь стоят дома, признанные аварийными. Внешне они выглядят так, будто там никто не живет, но, если присмотреться к окнам, в них можно увидеть и домашние растения, и новогоднюю гирлянду.
В 2021 году мэрия Екатеринбурга изымала у горожан пять домов на улице Энергостроителей. Дома № 10 уже не существует, а № 6а выглядит брошенным, хотя на карте написано, что внутри работает служба аварийных комиссаров…
Кстати, здесь же есть классный арт-объект «Ни конца, ни края», который сделал Ян Посадский в 2020 году. Жаль, что наркодилеры и вандалы изуродовали здание.
Вот мы и дошли до нового арт-объекта, который находится на нечетной стороне улицы. Этот дом уже расселили. Раньше вокруг него был железобетонный забор, но его разобрали и унесли на металлолом. Кстати, именно в этом районе мне впервые за долгое время попались люди, которые тащили металл и шли до улицы Юмашева, а потом направо в сторону Исети. Вероятно, там находится пункт приема.
В доме № 5 на Энергостроителей в конце 2023 года даже спилили батареи, хотя жильцы там еще оставались. Хозяева тогда требовали 63 миллиона рублей за землю.
— Красивая собака, правда? — подошла ко мне пожилая женщина. Мы разговорились, она рассказала, что живет тут уже 19 лет. И хотя место ей нравится, считает, что таким развалинам не место в центре города. В целом она рада, что за этот квартал взялись.
Знакомая женщины раньше жила в этом доме № 5 на Энергостроителей, а потом ее переселили в квартиру на проспекте Ленина.
— Там такая тропинка хорошая, всё закрыли. По набережной все дома уже пустые, — говорит пенсионерка и показывает в сторону улицы Набережной Рабочей молодежи. — Тут заборы были, всё сдали, я смотрю. Обещают во втором квартале [2025 года] снести. Я так не хочу никуда ехать. Умереть уже тут, — добавила моя собеседница.
По ее словам, соседнюю пятиэтажку расселили, и там сейчас живут строители, а работают они на территории напротив. Заметила, что одно из окон закрыто деревяшкой.
Нам остается посмотреть, что находится на Набережной Рабочей молодежи. Одни дома здесь уже брошены, а в других кипит жизнь. Вообще, по вам сразу поймут, что вы не отсюда, потому что разглядываете каждое здание. Местные жители предпочитают быстро пройти мимо или гуляют с собаками как ни в чём не бывало.
Время тут как будто остановилось. Эта «копейка» стоит здесь как минимум с 2019 года, тогда летом мои коллеги подходили к ней и заметили, что в салоне лежал всякий хлам. Сегодня машина стоит как подснежник.
Следующее здание скорее пугает, потому что наверняка притягивает наркоманов и маргиналов. Все стены расписаны нелегальными тегами. Заходить внутрь я не рискнула. Примечательно, что в 2ГИС на многих старых кадрах еще видны железные заборы и решетки на окнах, а на сегодняшний день их почти нигде не осталось.
И еще из интересных домиков — те, что похожи на скворечники. Один есть в начале улицы (кажется, он расселен), другой в конце — там еще есть признаки жизни.
На этом мы завершаем нашу прогулку. Если вам интересно почитать, какие конфликты связаны с этими домами и как происходит расселение аварийного жилья, читайте подробный разбор. Как должен выглядеть второй Сити за Макаровским мостом, который планируют достроить до 2030 года, смотрите в этом тексте.