Картины екатеринбурженки Миланы Хлюстовой почти невозможно отличить от фотографий. Сверхреалистичные изображения она создает при помощи аэрографа — инструмента для распыления краски. И рисовать часто приходится не на холсте, а… на автомобилях, мотоциклах и шлемах.
E1.RU побывал в творческой мастерской художницы и узнал все тонкости этого удивительного занятия.
«Это сложная физическая работа»
Связать свою жизнь с искусством Милана решила еще в детстве. Она с отличием окончила художественную школу и три года занималась росписью лепнины. Чтобы упростить работу с элементами, находящимися под потолком помещений, художница решила освоить технику аэрографии.
— Для росписи лепнина предварительно подготавливалась, затем на нее наносилось золочение — кусочки сусального золота или потали, а сверху всё покрывалось лаком. Если же требовалась реставрация старой лепнины, ее полностью очищали. Обычно она покрыта несколькими слоями старой краски. Всё это нужно удалить, вычистить, затем заделать трещины и восстановить недостающие элементы. Это сложная физическая работа, поэтому я от нее отошла, — рассказывает художница.
Сусальное золото — тончайшие (около 100 нанометров) листы золота, которые используют в декоративных целях. Поталь — имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги, этот материал не содержит драгоценных металлов.
Она хорошо помнит свой первый заказ, выполненный с помощью аэрографа. Крупный бизнесмен попросил ее изобразить дым, огонь и колоски на хоккейном шлеме. Затем к ней регулярно стали обращаться автолюбители с самыми разнообразными просьбами.
— Первый автомобиль, который я расписывала вкруг, — Porsche Cayenne. На нем с одной стороны нарисован монстр, а с другой — одуванчик, — вспоминает Милана. — По всей стороне как бы разлетаются пушинки, а чудовище их ловит. Так заказчик хотел показать, что он одновременно дерзкий и милый в душе.
Несколько раз девушка встречала расписанные ею машины и мотоциклы на улицах спустя время. С ее слов, каждый раз это приносит незабываемые эмоции.
Новые клиенты обычно говорят: «Хочу что-то классное, но не знаю, что именно». Поэтому Милана часто сама предлагает идеи, с нуля создает эскиз и приступает к аэрографии.
— Сначала на любом рисунке вырисовываются темные участки, просто обозначения. Потом создается вся остальная текстура, затем тонируется. Кроме того, после заливки тона необходимо добавить блики, тени и полутени. Это очень кропотливая работа, требующая большого терпения. Чтобы нарисовать что-то сверхреалистичное, нужно сидеть за работой по 12–14 часов в день, чтобы успеть в срок. Иногда даже больше. Из-за постоянного напряжения болит спина и шея, — признается Милана.
Свою машину художница тоже не оставила однотонной: ее серый Mitsubishi расписан со всех сторон. Чтобы быстро доделать все рисунки на личном авто, девушке пришлось на два месяца отказаться от заказов.
— Приобрела себе «японца» и решила, что он должен быть оформлен в соответствующем стиле. Вдохновилась тематикой ирэдзуми — это японские татуировки, которые носят члены кланов якудза. Сначала придумала рисунок на борту — изображение самурая, от которого расходятся линии к хвосту автомобиля. Здесь даже есть надпись «Бусидо» — переводится как «путь самурая». Всё делала своими руками: подготовила машину, спаяла бамперы, покрасила и нанесла рисунок. Только на лакировку отвезла в сервис.
Самое сложное — текстуры
Чаще всего заказчики просят изобразить дракона — их Милана рисует по четыре штуки за несколько месяцев. В среднем на небольшие рисунки уходит от пары дней до недели. На крупные работы — примерно четырнадцать дней. Одним из самых интересных своих проектов художница считает винтажный миксер.
— Этот миксер расписан в стиле Ferrari F200, вдохновленном одним известным гонщиком. Заказчик приобрел этот экземпляр для дочери. Миксер доставили мне в разобранном виде. Я тщательно его сфотографировала, сделала эскиз, чтобы миксер выглядел даже лучше, чем настоящий Ferrari.
Чтобы стать хорошим художником-аэрографистом, нужно запастись терпением. Иногда на роспись приносят настолько маленькие вещи, что работать приходится с ювелирной точностью.
— Безусловно, самым сложным этапом является прорисовка текстур. Это те самые детали, которые выделяются на общем фоне. Когда текстура уже готова, то есть когда рисунок тонирован и на нем прорисованы блики, становится интереснее.
Одна из работ, где пришлось повозиться с прорисовкой текстур, висит у Миланы в студии. С первого взгляда картину трудно отличить от фотографии — настолько реалистично выглядит изображение.
Реже всего у аэрографистки заказывают портреты.
— Это из-за страха получить рисунок с искаженным лицом, — предполагает девушка. Чтобы убедить заказчиков, что опасаться нечего, она решила расписать старый ноутбук по мотивам фильма о Харли Квинн.
Аэрография — дело не из дешевых. Одна бутылочка краски стоит в среднем 2 тысячи рублей. Инструмент — от 14 до 30 тысяч. А к нему еще нужен компрессор, за который придется заплатить примерно 9 тысяч рублей.
Среди заказчиков Миланы есть и известные в Екатеринбурге люди. Например, «уральский пельмень» Вячеслав Мясников. В своих соцсетях художница рассказывала, что перед выполнением заказа актер приглашал ее на свое шоу. Есть поклонники и за границей. Например, сейчас она работает над картиной для мексиканского бизнесмена — мужчина попросил ее нарисовать рыжего тигра в снегу.
В Екатеринбурге живет уйма талантливых людей: например, проектировщик Петр Шмидт собрал почти целый город из деревянного конструктора — в его коллекции уже есть Театр драмы, «Динамо», «Ельцин Центр» и цирк.
А семиклассник Саша Волков создает реалистичные копии общественного транспорта. Его автобусы и трамваи получаются точно такими же, как те, что курсируют по городским маршрутам.