В начале декабря в Москве прошла Презентация стратегических планов развития креативной экономики регионов России, организованная Агентством стратегических инициатив (АСИ). Представители 20 российских регионов рассказали, как в ближайшие годы будут поддерживать различные креативные отрасли.
Почему Свердловская область считается одним из лидеров инициатив АСИ, как власти помогают талантливым уральцам раскрыть свой творческий потенциал, что уже сделано в сфере креативных индустрий и чего ждать в ближайшие годы, читайте в обзоре.
Кто принял участие в событии
Мероприятие своим масштабом и характером предложенных проектов обозначило благоприятную тенденцию. Выяснилось, что наряду с сырьевой экономикой, у российских регионов есть огромный потенциал развития креативных отраслей. И они тоже могут внести существенный вклад в ВВП страны.
Кроме Свердловской области, в событии приняли участие ее соседи — Тюменская, Челябинская области, ХМАО и Башкирия. О планах по содействию креативным индустриям заявили также Псковская, Нижегородская, Новгородская, Ульяновская, Липецкая области, Санкт-Петербург. Выступили на мероприятии также представители Приморского края, Мурманской, Сахалинской областей, Ставропольского, Краснодарского, Красноярского края. Поделились планами на будущее также делегаты из Северной Осетии — Алании, Карелии и Якутии.
В целом по стране уже 50 регионов внедряют стандарт развития креативной экономики, разработанный АСИ.
Свердловскую область представляли министр инвестиций и развития Вадим Третьяков и руководитель региональной экспертной группы Ян Кожан.
— К 2030 году вклад креативных индустрий Свердловской области в ВРП должен вырасти с 3,5% до 6%. Это соответствует поставленной Президентом России перед регионами задаче, — отметил Вадим Третьяков. — Но наша фундаментальная, стратегическая цель — это дополнение парадигмы «Урал промышленный и суровый» треком «Урал — креативное сердце России». Запомните этот бренд! Мы хотим, чтобы каждый креатор знал, что здесь на Урале, в Екатеринбурге, он сможет раскрыть свой потенциал, найти партнёров и единомышленников.
Чем отличилась Свердловская область
Уральский регион был на презентации в числе отличников. Он действительно один из лидеров инициатив АСИ. Во-первых, Свердловская область вошла в топ-3 субъектов Российской Федерации по скорости реализации Регионального стандарта развития креативных индустрий, разработанного АСИ. Этот комплекс поддержки креативной сферы включает 12 шагов, и 6 из них в Свердловской области уже реализованы.
Во-вторых, эксперты отметили, что Свердловская область всегда оперативно и комплексно включается в инициативы АСИ. Так было, например, с проектом Rurban Creative Lab — программой по преобразованию территорий в креативные кластеры. На сегодняшний день в области их уже 9.
И в-третьих, Свердловская область стала одним из первых российских регионов, где провели масштабное исследование текущего состояния креативных индустрий, что поможет в дальнейшей работе. Оказалось, что ключевые показатели этой сферы в нашей области сопоставимы с российскими и в целом по уровню развития креативных индустрий Свердловская область уже находится в десятке лучших в стране. Креативная экономика региона растет в среднем на 16% в год — быстрее, чем в среднем по России.
Какую стратегию разработали на Урале
Стратегию по развитию креативных индустрий до 2030 года должны утвердить начале 2025 года — работа кипит.
На презентации стало известно, что приоритетными направлениями для региона сегодня являются реклама и PR, киноиндустрия, народные художественные промыслы и мода. Кроме того, в Свердловской области мощно развиваются IT, архитектура и урбанистика: львиная доля выручки креативных индустрий приходится на эти сферы.
Что уже сделано для развития этих направлений? По инициативе губернатора и главы Екатеринбурга Алексея Орлова создан креативный кластер «Домна». На этой площадке только в 2024 году прошло более 220 мероприятий с участием свыше 25 тысяч человек. Всего за несколько лет он стал настоящей колыбелью креативных бизнесов и талантов.
При поддержке и прямом участии свердловских властей в регионе проходят крупные проекты, затрагивающие самые разные креативные отрасли. Губернатор Евгений Куйвашев лично является инициатором важных событий. Среди них, например, Международная неделя моды U’FASHION LAB, прогремевшая на всю Россию и за ее пределами в августе этого года. А в ноябре с оглушительным успехом прошел Фестиваль креативных индустрий, в котором приняли участие именитые режиссеры, продюсеры, клипмейкеры, блогеры и специалисты по видеопродакшену.
В настоящий момент завершается подготовка к Новогодней ярмарке в «Домне» (0+), где товары собственного производства представят 50 уральских умельцев. Такие сезонные маркеты с авторской продукцией ручной работы в Екатеринбурге уже стали доброй традицией креативного кластера.
Кстати, на презентации в Москве представители Свердловской области предложили в партнерстве с АСИ сделать Екатеринбург традиционной площадкой сбора для креативных кластеров всероссийского уровня. На региональном уровне успешный опыт проведения таких встреч в «Домне» уже имеется.
Как творчество помогает экономике
Опорной организацией по развитию креативных индустрий в регионе является Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП, на базе которого создан Центр «Мой бизнес»). В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» фонд реализует многочисленные финансовые и нефинансовые меры поддержки
— За нефинансовой поддержкой только в этом году к нам обратились более тысячи предпринимателей креативных индустрий, — рассказал директор СОФПП Валерий Пиличев. — Что касается финансирования, мы выдали им льготные займы на сумму более 170 миллионов рублей. Помощь в развитии экспорта получили 106 компаний этой сферы, 6 из них заключили экспортные контракты на сумму почти 2,8 миллиона долларов. В мероприятиях и обучении приняли участие 2,5 тысячи человек.
На 2025 год планы тоже грандиозные. Секрет уральской стратегии по развитию креативной экономики состоит в совместной работе власти с профессионалами креативных индустрий, что позволяет не только реализовать творческий потенциал уральцев, но и эффективно монетизировать результаты их творческого труда. А это точно пойдет на пользу уральской и российской экономике.