Если вы перемещаетесь по Екатеринбургу пешком, то наверняка замечали ее — мелкую каменную крошку. Она спасает нас от гололедицы, а еще забивается в подошвы ботинок и лежит некрасивыми кучами посреди тротуара. О том, почему хорошая инициатива обернулась новой неприятностью, в своей колонке рассказывает главный редактор E1.RU Александр Ашбель.
Знаете, я и сам своего рода урбанист… Ладно, шучу. Я не эксперт, а обычный горожанин, который каждый день пользуется общественным транспортом и наматывает километры пешком по тротуарам, а потому писать буду о том, что вижу своими глазами. А вижу я нечто странное.
Как только ни боролись городские службы со скользкими тротуарами — в разные годы на помощь призывали то дворников со скребками, то песок, то специальную соль, которая топит снег. Наконец, прошлой зимой появилась новая напасть — гранитная крошка (она же — мелкофракционный щебень). Выглядит как что-то прогрессивное, да и при умелом использовании действительно помогает. И вот тут начинается самое интересное.
В Россию гранитная крошка как средство борьбы с гололедицей пришла от северных соседей. В Сети можно найти много примеров того, как ее используют в Финляндии. Посмотрите, например, вот такой обзор. В глаза бросаются два момента. Во-первых, крошку финны насыпают густым слоем везде, в том числе на проезжей части. Во-вторых (и это главное), весной ее аккуратно собирают и промывают, чтобы использовать повторно. А теперь посмотрите на эти картинки.
Как и год назад, крошку у нас раскидывают не то что неравномерно — местами она просто навалена кучами, а иногда про нее совсем забывают. Ее не разносят ногами по асфальту, не сметают дворники и не убирают до самой весны. А что же происходит весной? Может, как в Финляндии, проходит специальная машина и собирает щебень? Ну, конечно же, нет. В лучшем случае он попадет на свалку, а в худшем — в ливневую канализацию, где за много лет неизбежно образуются залежи гранита.
Глядя на замусоренные щебенкой остановки, так и хочется воскликнуть: добро пожаловать в каменный век! Жить в нем не очень-то уютно, особенно когда весь снег куда-то делся и под каблуками скрипят эти противные камушки. Выглядит всё это так себе.
Вы спросите: «Ашбель, а что ты предлагаешь?» Поскольку я никакой не урбанист, а обычный горожанин, то и предложения у меня простые. Либо работать с гранитной крошкой так, как это делают умные ребята, либо вернуть песок, либо нанять побольше дворников, чтобы после каждого снегопада чистили тротуары под чистую.
И пусть мне скажут, что гранитная крошка — это так прогрессивно, но глаза не обманешь. Пока это опыт на троечку, может, даже с минусом.
Что лучше всего использовать для борьбы с гололедицей?
И всё же это лучше, чем город обледенелых тротуаров, на которых только чудом удается избежать серьезных травм. Иногда екатеринбуржцы не выдерживают и делятся своей болью, после чего дорожники внезапно начинают чистить скользкие обочины.