Екатеринбург — очень просторный город. Такое мнение высказал известный архитектор из Ирана Фаршад Мехдизаде. Он приезжал сюда на форум 100+. Мы прошлись с экспертом по центру уральской столицы и попросили оценить наш северный мегаполис. Приводим восемь его заявлений, прозвучавших во время нашей прогулки.
Фаршад Мехдизаде родился в Исфахане. В 2008 году получил степень бакалавра и магистра в университете Азад. Профессиональную карьеру архитектора начал в студии Fluid Motion в Тегеране. Позже работал в студии Lab Architecture в австралийском Мельбурне. Разработанное им жилое здание Abadan заняло первое место на национальной премии Me’mar в Иране и получило высокую оценку ближневосточных архитекторов.
Мехдизаде учился в Институте передовой архитектуры в Каталонии и основал свою фирму — Tehran Architecture Studio. Также он преподает на факультете архитектуры Мельбурнского университета. В работе уделяет особое внимание влиянию географии на архитектуру.
Про недострой в Банковском переулке
— В моей стране тоже есть незаконченные здания. Мне и коллегам предлагают закончить их, сделать фасад. Если бы мне дали достроить это здание, я бы превратил его в конфетку, сделал бы галерею из этого недостроенного корпуса. Мне кажется, когда у этого здания нет стен, оно как будто дышит, мы видим его скелет, его душу. Это можно было бы подчеркнуть. Но зимой в таком здании будет неуютно.
Про медиаэкран на Вайнера
— Это место не нуждается в моей оценке как архитектора. Важно не то, как оно выглядит, а как взаимодействует с людьми. Если они собираются здесь, могут провести время, послушать музыку — это прекрасно. Есть много способов сделать такой экран иначе. Может быть, с архитектурной точки зрения это не самое лучшее решение, но люди собираются здесь, им это нравится, и это важно.
Про реконструкцию «Пассажа» и про здание мэрии
— Решение встроить исторические стены «Пассажа» в новое здание, может быть, не самое очевидное. Можно было поступить иначе. Вот, например, через дорогу «Европа». Здесь архитекторы приняли гораздо лучшее решение.
Здание мэрии, я полагаю, строилось, когда не было денег для постройки чего-то фантастического. Построили то, что могли. А когда появился бюджет на то, чтобы сделать лучше, — сделали. Но мы говорим о фасадах зданий.
Нужна ли брусчатка на площади 1905 года
— Она была здесь, наверное, и сто, и двести лет назад. Может быть, ее ремонтировали, но сохраняют как исторический памятник. Наверное, водители чувствуют ее, когда проезжают здесь, им приходится ехать медленнее. Но пусть остается брусчатка, мне она нравится.
Что делать с парковкой на площади 1905 года
— Почему бы здесь не сделать постоянные ярмарки или не разбить сад? Решение проблемы с местами для паковок простое — можно сделать на площади подземный паркинг, чтобы оставлять там машины — и люди будут довольны. Я согласен с теми екатеринбуржцами, кто хотел бы видеть здесь сад или фермерский рынок.
Про самокаты
— В Иране это пока не стало таким массовым явлением. В Барселоне, где я жил, людям нравятся самокаты. Это город, удобный для прогулок и неудобный для машин. Самокаты позволяют передвигаться быстрее, и людям это нравится. Не знаю, хотел бы я, чтобы в Иране это стало так же модно, как в Екатеринбурге с Барселоной, или нет. У меня в жизни не было велосипеда или самоката. Поэтому я предпочитаю бегать, вожу с собой кроссовки. Это мой способ знакомиться с городами.
Про Плотинку
— Отсюда открывается удивительный вид. Я решил, что у меня было бы другое видение этого места, но есть такое понятие — гений места. Эти фасады определенным образом сочетаются с деревьями, с этим водным пространством и в целом создают ощущение города, в котором ты находишься. И даже эти здания на горизонте, которые ломают целостность, тоже нужны: они придают уникальность виду, который отсюда открывается.
Я работаю над проектом, одно из понятий в котором — антибилдинг. Когда здание издалека выглядит иначе, чем вблизи. Сначала оно вам может не понравиться, но вы подойдете ближе — и оно становится гораздо симпатичнее.
Про компактность Екатеринбурга
— Я не вижу недостатка пространства. Если вы считаете, что здесь всё очень плотно застроено и недостаточно «воздуха», можете добиться, чтобы вам сохранили то, что есть, или освободили место. Но мне нравится, что в Екатеринбурге можно подойти к каждому зданию с четырех сторон, у них есть все фасады и дома не примыкают друг к другу. Я жил в Токио, Барселоне, Тегеране. И в этих городах застройка гораздо более плотная.
Форум 100+ прошел в начале октября, мы подробно рассказывали о нем. Одним из гостей мероприятия стал урбанист Сергей Капков. Почитайте интервью с московским экспертом о главной проблеме Екатеринбурга.