Московский урбанист Сергей Капков назвал Екатеринбург разрозненным городом, который невозможно пройти насквозь или проехать на велосипеде. При этом он подчеркнул, что метро городу совсем не нужно, а нужен скоростной трамвай, а еще посоветовал прибавить Екатеринбургу столичности.
Ответ жителей города не заставил себя ждать. Они назвали реальные проблемы Екатеринбурга, с которыми нужно разбираться в первую очередь.
— Как бы ни любили московского урбаниста, но всё так. У нас вообще полно проблем, а именно: общественный транспорт, постоянные обещания про новую ветку, бездумные новые высотки в каждом углу без нормальной инфраструктуры, — считает читатель с ником «Один изучающий».
— Город стал неприятным и неуютным. Хаотичная застройка, исторические здания уничтожаются, убитый и убогий общественный транспорт. В целом здесь провалено всё, что можно было провалить, — пишет читатель.
Главная проблема — бесконечные советчики и проекты.
— «Разорванность территории — то, что надо менять». И при этом про строительство подземного метро ни слова! Чтобы не было разорванности территории, еще в XIX веке в Лондоне начали строить метро! И только в Екатеринбурге, столице Урала, всё талдычат одно и то же: «Денег на метро нет… денег на метро нет…», — возмущается читатель.
— Как-то недавно с Викулова — Татищева я шел пешком практически до Московской. Ожидание трамвая на остановке показывало 28 минут. Это, считай, центр города. Что не так с городом? Даже переводя на брутто-контракты, они как не ездили, так и не ездят, — рассказывает екатеринбуржец.
Единственная проблема Екатеринбурга — отсутствие бабла, как в Москве.
— Я как-то раз гуляла по городу пешком несколько часов. У нас в городе много мест, где банально нельзя пройти пешеходу — тротуаров нет. Про безопасность говорить нечего, а чтобы перейти дорогу, нужно пройти лабиринт из подземных и наземных переходов, — делится Александра.
— Екатеринбург развивается не по плану, а по хотелкам застройщиков. Все стройки беспорядочны и бестолковы. Хорошие проекты не принесут прибыли частным инвесторам. В итоге получили безвозвратно загубленный город, — считает читатель.
Зеленых зон маловато, и еще периодически пытаются откусить от имеющихся. К воде хороших подходов мало. Транспорт, за который стыдно, увы. Про туалеты, которых нет, стоит ли упоминать?
— Никогда не будет общественного транспорта, устраивающего все районы города. Потому большая часть жителей сделала выбор в пользу автомобилей, количество которых увеличивается день ото дня. И вместо того, чтобы развивать дорожную инфраструктуру, нам постоянно подсовывают непонятных псевдоэкспертов, рассказывающих, как прекрасно ездить на велосипеде, самокате и ходить пешком, несмотря на то что 7-8 месяцев в году это невозможно по климатическим условиям, — считает читатель.
— Урбанист привел в пример Казань и Нижний Новгород. Я посмотрел, в этих городах мэры — люди, которые скажут: «Мой город — моя родина». Они родились и выросли в тех городах, которыми руководят. У нас с вами всё немножко не так, — подмечает екатеринбуржец.
— Общественный транспорт умер только в Екатеринбурге, но, надеюсь, что не навсегда. В других городах-миллионниках полностью обновленный общественный транспорт успешно функционирует на радость жителям, — сравнивает житель города.
Проблема Екатеринбурга — в точечной и высокой плотности застройки, плюс отсутствие нормального общественного транспорта, особенно метро.
— Одна из проблем города, даже в центре — отсутствие туалетов. Практически даже ребенка сводить в туалет — проблема. Центр города от Драмтеатра до «Космоса» — нет прямого прохода. В 1984 году мы, группа студентов УЭМИИТа (нынешний УрГУПС), проектировали два моста через пруд. Стоимость была смешная, а удобство налицо, — пишет читатель.
— Нужно в новых районах больше рабочих мест создавать, и тогда проблем с транспортом не будет, — поддерживает тему другой читатель.
— Честно, проблем в городе много. Общественный транспорт в упадке, новые транспортные развязки даже и не думают проектировать, на «Калине» уже третий год колупают. Экология тоже не радует. У нас в черте города великолепное озеро Шарташ. Можно сделать суперзону отдыха, но опять чуть-чуть что-то сделали, и всё зависло. Я сам живу на Уралмаше, рядом с парком Победы, где находится озеро Шувакиш. Во времена моего детства было приличным местом отдыха, сейчас по факту заброшено и превращено в свалку, — пишет Владимир.
— Главная проблема Екатеринбурга — это несостоятельность общественного транспорта, по городу до сих пор ездят «пазики», школьные автобусы с мигрантами за рулем, которые не вмещают всех пассажиров, сиденья маленькие — на школьника пятого класса, два взрослых мужчины на двух сиденьях не помещаются. Считаю это позором для третьей столицы. Мы не малочисленная деревня, а город многомиллионный, — недоволен екатеринбуржец.
Екатеринбург — не столица, и никогда ей не станет. Нужен не столичный лоск, а порядок, чистота, условия не только для автомобилистов, а и для пешеходов.
— Екатеринбург как-то сдал позиции, как будто остановился. К чему погоня за столичностью, которой у города нет? Хотя бы даже по доходам бюджета и уровню заработков он будет постоянно проигрывать столицам. Надо быть собой, вот и всё. Поиски столичности будут заканчиваться непременным разочарованием, — считает читатель.
— Вот едут гости в Екатеринбург. Первое, что они видят еще издалека — башня Мордора, которая так и вопит: «Чего приперлись?!». Потом наши «гостеприимные» досмотрщики на выходе с вокзала. Потом привокзальная площадь с ее киосками, ларьками, неухоженностью, грязью и тому подобным. И уж не дай боже этим гостям решить посмотреть другие районы, кроме центрального, — пишет Надежда.
— Нет ни одного нормального парка в городе. Вообще глобальная проблема с озеленением. Деревьев с каждым годом меньше и меньше. Город скоро в каменные джунгли превратится, а люди в противогазах начнут ходить. Город отдан на откуп застройщикам. Что хотят, то и делают. А урбанист про какую-то нехватку столичного лоска. О чём он вообще? — пишет читатель.
По центру гулять не доставляет особого удовольствия, особенно если отойти в сторону от улицы Ленина. Пройдите во время гололеда или другой непогоды по улице Карла Маркса, например, от Мамина-Сибиряка к Плотинке.
— Ок, про метро молчу. И вообще про транспорт молчу. Чтобы привлечь туристов, нужно что-то реально притягательное и развлекательное, а это дорого. Ну а что туристов привлекает? Море, парки развлечений, древняя архитектура, событие мирового масштаба, (они редки; последнее, что было — это футбол), уникальное природное достояние — у нас знаю только Оленьи ручьи, но парк надо развивать, чтобы он привлекал больше туристов, — считает Аврора.
— Какие «Ночи музыки»? Отмыть город от незаконной рекламы не могут. Мусорки переполнены. Подъезды не моют, а мочат водой. Транспорт заплеван. Весь город усыпан одноразовой посудой и упаковкой, — возмущается Нина.
На Вайнера сейчас можно пить алкогольные напитки, какие-то неадекваты поют, аттракционы дебильные.
— Проблема города — в точечной застройке и сделанной нормой «эклектике». На самом деле это очень некрасиво, это «визуальный шум» — когда ты одновременно видишь и старинный особнячок, и хрущевку, и коробку из стекла и бетона. При этом порядка на тротуарах нет нигде — ни в спальном районе, ни в центре. Дорожки для велосипедов и самокатов — печаль печальная. Проблема найти урну, чтобы выбросить мусор. Нет общественных туалетов. И огромная проблема с общественным транспортом, — перечисляет екатеринбуржец.
— Велодорожки — не главное. А главное — сходить некуда, погулять и посидеть хорошо где-то — это единичные места, которые уже надоели. Хороших концертов и спектаклей мало. Музкомедия стала совсем неинтересной, ходить туда не хочется. Парк Маяковского один, но он требует строительства нового развлекательного центра, а также спортивного с бассейном и так далее. А пока этот парк на уровне 50-х годов, — считает екатеринбуржец.
— Велодорожки… Толку в них, если даже в центре по велодорожкам ходят мамки с колясками, и им пофиг, что они идут по велодорожке? Им все должны, они же яжматери. И это как один из примеров. Людей менять надо сначала, затем город избавлять и отмывать от мигрантов, и уж потом заново начинать что-то, а так это всё слова. И метро развивать, несомненно, надо, — считает читатель.
У нас зима с октября по апрель, а они всё с велодорожками своими носятся. У нас не Майами, и люди целыми днями не гуляют.
— В командировке в Екатеринбурге. Читаю городской портал. Первое, что бросается в глаза — люди оскорбляют друг друга. Почему-то живущие в Академическом — это что, люди второго сорта? Постоянно на них нападки. Другие кичатся своим происхождением и проживанием в якобы лучших, по их мнению, районах. Вы все горожане, жители одного города. А так, конечно, высотки в центре — это жесть. Ладно административные здания, но жилье высотное в центре? Сами себе присвоили звание третьей столицы — ну смешно же, — пишет гость города.
— Посмотрите на дома-памятники архитектуры. Быстрее рухнут — быстрее продадут землю. Ужасно! И по центру не погуляешь — или тебя на самокате собьют, или просто невозможно пройти. Например, всё лето ремонтировали улицу Малышева, сейчас она стоит недоделанная, тротуары просто в ужасном состоянии, заборов у дороги нет, а уже первый снег. Всё в одну кучу — плитка, щебенка, заборы… Позор, что так в нашем городе, — делится екатеринбуржец.
— Огромные жилые комплексы строят друг на друге, на местах, где был частный сектор и плотность населения была в десять раз меньше и транспорта было меньше. А дороги остались всё те же и на метр не расширились. Где прокладывать трамвай, где делать велодорожки? Наверное, только за счет дорожной инфраструктуры — и тогда водителям будет полное счастье. Конечно, из Москвы хорошо аналитикам рассуждать, когда там строят десятки станций в год, — делится мнением читатель.
Какая проблема в Екатеринбурге самая важная, на ваш взгляд?
На строительном форуме Сергей Капков рассказывал о судьбе населенных пунктов, особенно небольших. В этом материале мы собрали его чек-лист хорошего города. Проверьте, соответствует ли ему ваш город или уже стоит переезжать.
А если задумались о переезде внутри Екатеринбурга, посмотрите наш рейтинг лучших и худших микрорайонов.