Вечером 7 октября в Свердловском областном суде рассматривали дело 49-летней матери-одиночки Оксаны Фарафоновой и ее 14-летней дочки-инвалида Яны. В сентябре Туринский районный суд постановил выписать штраф и выдворить из страны мать и дочь. Причиной стала бюрократическая проволочка.
Оксана, как и ее дочь, по национальности русские. Сама Фарафанова родилась в Липецке в 1975 году, а спустя два года ее семья переехала в Киргизскую ССР. После распада Советского Союза женщина получила паспорт Кыргызстана. В 90-е родители Оксаны развелись, и мать переехала на Урал, а в 2010-м к ней в деревню Чукреевское под Туринском приехала и Оксана. Здесь она родила дочь, у которой спустя два года обнаружили тяжелую форму ДЦП.
Сначала бабушка помогала с воспитанием внучки. Когда ребенок был под присмотром, Оксана могла работать телятницей. Инвалидность на дочь женщина не смогла оформить: несмотря на российское свидетельство о рождении девочки, для оформления документов их отправляли в Бишкек (из-за иностранного гражданства матери). В Киргизии врачи, увидев документы РФ, отправляли Оксану и Яну на платное обследование, но денег в семье не было.
Кроме того, в последние годы ухудшилось состояние матери Оксаны, из-за диабета ей нужен постоянный уход и присмотр.
Выдворить из России русских маму и дочь решили из-за административного нарушения. Женщина не продлила регистрацию в доме матери. Для этого пенсионерка должна была приехать за 33 километра в Туринск — в ближайший отдел полиции по вопросам миграции. У бабушки в тот момент обострился диабет, а позже госпитализировали и саму Оксану с дочкой. Из-за нарушения за уралочкой приехали силовики.
Самое жесткое решение — выдворить маму и дочь из страны — вынес Туринский районный суд.
— Оксану доставили в суд прямо в домашней одежде — в одном халате. После судебного заседания приставы доставили в суд ее дочь. Тоже в том, в чем девочка находилась дома (без белья и верхней одежды). А затем мать и дочь везли 260 километров в служебном автомобиле, не приспособленном для перевозки лежачих инвалидов-колясочников, в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) Екатеринбурга, — рассказала E1.RU президент Уральской ассоциации беженцев Людмила Лукашева, которая встала на защиту семьи.
Больше двух недель Оксана и Яна находятся в ЦВСИГ, где не было даже памперсов для девочки: их привезли волонтеры.
— Ребенок в лежачем положении. Специализированной медицинской помощи и условий для инвалидов в Центре временного содержания нет, ее здоровье может ухудшиться, — отметил адвокат Роман Качанов, представляющий интересы семьи.
В Киргизии у Фарафоновых не осталось ни жилья, ни родственников. В случае выдворения они стали бы бездомными. С просьбами о помощи в тяжелой ситуации правозащитники обратились в аппарат губернатора, к уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области Игорю Морокову и в руководство Главного управления по вопросам миграции МВД России.
Обжалование решения проходило в Свердловском областном суде. Адвокат и правозащитница объяснили, что в первой инстанции суд не учитывал сложное положение семьи, то, что сама Оксана родилась в России, а нарушение допустила из-за стечения обстоятельств. Учитывая это, судья заменил выдворение из страны на 150 часов обязательных работ.
Утром 8 октября Оксану и Яну выпустят из ЦВСИГ, и они смогут вернуться домой.
К сожалению, такие случаи в последнее время не редкость. Ранее мы рассказывали о драме вокруг семьи Морозовых, которых также пытались выдворить по формальному поводу. После широкой огласки и помощи общественников решение удалось отменить.
Почитайте также похожую историю работника оборонного завода, которого выдворили из России. Андрей переехал из Казахстана в Екатеринбург в 2019 году и отучился в УрФУ, но вовремя не сделал дактилоскопию по новым правилам 2024 года. Его депортировали с запретом въезда на пять лет.
Все новости о подобных ситуациях мы собираем в специальном разделе.