Год назад Екатеринбург получил несколько дорогих подарков на свое 300-летие: например, светомузыкальный фонтан в Историческом сквере и медиаэкран на Вайнера. В этот раз День города был не юбилейным, но и тут не обошлось без открытий: за Макаровским мостом, на месте неухоженных зарослей, появилась постоянная площадка «Атмофеста» — фестиваля ландшафтного дизайна.
Идея прекрасная, но каким получился результат? Тут мнения разошлись даже внутри редакции E1.RU: так, главред Александр Ашбель оценил новую площадку, а вот у SMM-редактора Анастасии Барановой остались спорные впечатления. А на чьей стороне вы?
Анастасия Баранова: «Устроили междусобойчик»
Всё началось с того, что я увидела фото моих коллег с подготовки к фестивалю. Как и всегда, мы съездили заранее посмотреть, что будет на «Атмофесте». Время близилось к открытию (оставалась неделя), и казалось, что многое не готово. Я надеялась, что к 16 августа всё же успеют доделать. Решив, что фото не передает всей красоты, поехала сама убедиться, что на фестивале классно.
К сожалению, увиденное меня разочаровало. В этом году отобрали семь арт-объектов, объединенные концепцией «Семь поколений». То есть тут семь площадок. В какой-то момент теряешься: «Я точно всё посмотрела?» Остается ощущение неудовлетворенности.
Большой размер новой площадки — это одновременно и плюс, и минус. Плюс в том, что нам теперь не приходится ютиться в маленьком пространстве на парковке у мэрии, а минус — в этот раз все арт-объекты просто размазали по всей территории.
— Мам, я хочу залезть!
— А я думаю, что нельзя.
— Мне без разницы, — отвечает девочка около пружинки. Но в итоге не залезла.
Родители кое-как следят за своими детьми. Одни хотят залезть, другие хватают камни из фонтана… В прошлом году как минимум один ребенок получил травму на фестивале, другие утащили камни. Хотите повторения? Это самые классные сооружения на фестивале, можно же как-то бережнее относиться?
Теперь обратимся к самому «Атмофесту», который в 2024 году стал, по моему мнению, междусобойчиком.
Первое. Арт-объект «Разрез времени» сначала вызывает недоумение: «И что здесь красивого?» Гости в целом не понимают, что это такое. В описании арт-объекта — только о том, что он символизирует: семь арок, семь башкирских племен.
Время от времени у арки включается полив, но недоумение не проходит. Поставили бы такое себе на дачу? Фото у такого арт-объекта сделать не хочется.
Второе. Еще один арт-объект «Ковчег» находится на воде. Это красиво, я не спорю. Но мне, как простому жителю, хочется спросить: «Классно, красиво, и что с этим делать?» Просто любуешься издалека. И опять-таки: на дачу такое вряд ли поставишь (если рассматривать фестиваль как витрину для планирования садового дизайна). Или у вас есть большой пруд?
Третье. Я увидела много недоделок. Например, испорченный газон. Пришла в первый день и не верю, что это гости так натоптали. Очень грустно. Вдалеке увидела строительные вагончики. Кроме того, еще незадолго до старта фестиваля не сделали полное покрытие зеленью.
Следующий сад спроектировали дизайнеры из Казани. Они постарались отразить главное, что связано с их родным городом. Этот объект я совсем не поняла и не запомнила. Сделать здесь интересный кадр у вас не получится. Тут соорудили что-то вроде ЖЭК-арта — при этом на фестиваль потратили 36 миллионов рублей. Вы можете сказать: «Художника обидеть может каждый». Но сумма затрат и результат заставляют задуматься.
Считаю, что получился междусобойчик у дизайнеров. Это назвали фестивалем, чтобы похвастать: смотрите, как умею! Но вроде бы это делалось для горожан, это массовое мероприятие, чтобы порадовать людей. А получилось совсем не так.
Сделать интересные фото можно только у трех объектов из семи: пружинки, маленький фонтан и бетонная арка в зелени. Остальные я даже не запомнила особо. И это фестиваль?
Плюс объекты обещали оставить городу и в дальнейшем обновлять каждые пять лет. Просто облагородили набережную и назвали фестивалем. И на этом спасибо — но так должна выглядеть любая набережная города. Набережная здорового человека, а не курильщика.
Александр Ашбель: «Необычно и прикольно»
«Атмофест» я посетил в День города, поэтому увидел уже финальный результат, предъявленный публике. С этим, кстати, связано возможное искажение моей оценки: народу было так много, что не протолкнуться, и разглядеть какие-то недоделки или косяки просто не всегда получалось. Но это не помешало мне увидеть на площадке несколько положительных моментов.
Во-первых, большой плюс — это сама локация. Здесь много места, а в перспективе станет еще больше. Если вы там не были, то представьте, что площадка начинается еще из-за моста, почти встык с «Большим грузинским». Ее естественный предел с этой стороны — старая кирпичная стена, помните ее?
С другой стороны есть пространство для расширения, но и сейчас тут просторно. Несмотря на толкучку (логичную для праздничного дня), тут есть куда себя деть. Лично я изначально не привязывался к чьей-то концепции и не искал глазами семь арт-объектов, а просто ходил от края до края. Тут есть детская зона для творчества, есть уютные деревянные ступеньки у воды и концертная площадка с зоной для зрителей. Не хотите пихаться локтями на узеньких дорожках — просто сворачиваете в сторону и отдыхаете.
Насколько я понимаю замысел, площадка теперь никуда не переезжает, а вот арт-объекты и зоны тут будут меняться — и это прекрасно. Если что-то не зайдет в этот раз, это наверняка учтут в следующем году и предложат что-то новое. Есть уже и моментальные хиты, которые стоит сохранить — например, пружинки. А вот пластиковые белые человечки (с названиями компаний-спонсоров на груди) лучше бы незаметно куда-то испарились, они тут ни к селу ни к городу.
Дилетантское (читай: непредвзятое) восприятие арт-объектов позволяет мне давать оценки без контекста. Например, металлические арки, периодически испускающие приятный водяной пар, выглядят странновато, но зато от них есть практическая польза. Ворота в центральноазиатском стиле — просто необычно и прикольно. Чаша, наполненная водой — притягивает взгляды (и кстати, туда уже кидают монетки). Огромные каменные саквояжи — хит, к ним просто не пробиться через очередь желающих сфоткаться.
Отдельная находка — то, как освоено пространство под мостом. Это детская зона для отдыха и творчества с одной стороны и просто прекрасный фотогеничный вид на реку с другой.
Конечно, есть минусы. Например, забавное вращающееся кресло вышло из строя вскоре после открытия фестиваля, часть пространства под мостом зияет пустотой, а один из каменных саквояжей прямо на моих глазах чуть не придавил ногу девочке, которая случайно его уронила. Надо полагать, без похода в травмпункт не обошлось бы.
Еще один минус — отсутствие цивилизованного фудкорта. Блинная палатка при входе не в счет: она явно не прокормит всех желающих, да и стихийные столики на газоне — ну такое. Над этим стоит поработать.
Но всё это больше рабочие моменты — а общее впечатление у меня, повторюсь, сложилось позитивное. Место козырное, люди его запомнили и наверняка еще не раз сюда вернутся. Лишь бы организаторам хватило желания, опыта и денег, чтобы развить и без того хорошую идею.
Чье мнение вам ближе?
Как прошло празднование 301-летия Екатеринбурга, мы подробно рассказывали в большом онлайне, а лучшие моменты собрали в фоторепортаже.
По традиции, в День города выбрали «Мисс Екатеринбург» — в этот раз корона досталась 19-летней Алене Козловой. На следующее утро мы прогулялись с королевой красоты по городу — обязательно посмотрите это видео.