Пожалуй, ни один экспонат музейного комплекса в Верхней Пышме еще ни привлекал к себе столько внимания, сколько космический корабль «Буран». Несмотря на потрепанный вид (всё-таки техника простояла без дела три десятка лет), он смог впечатлить уральцев еще по пути к месту стоянки.
Весь путь по суше (почти 800 километров) специалисты изучили на несколько раз, после чего составили маршрут. Поскольку габаритный «Буран» просто не проходил под многими мостами (его высота на трале составляла целых 6,4 метра), приходилось уходить с трасс и пробираться по деревням. Кое-где для автопоезда просто разбирали дорожные ограждения. Уже на подъезде к Верхней Пышме потребовалось на некоторое время перекрывать Серовский тракт.
— Он («Буран». — Прим. ред.) заходил на встречную полосу на 3–4 метра, — поделился впечатлениями водитель Александр Кошелев, который и привез важный экспонат на Урал. — То есть встречное движение приходилось буквально расталкивать. Ребята, дальнобойщики, кто видел меня с таким грузом, дальше ехали и кричали по рации, чтобы участники движения прижимались. Это был такой знаковый груз, как крейсер «Аврора». Я «Буран» с детства помнил, как его запускали, как его везли на самолете «Мрия» (Ан-225).
На доставку из Калужской области потратили ровно месяц, при этом часть пути прошла по воде, и только десять дней космолет везли по трассам, собирая удивленные взгляды. Официально космический корабль, который привезли в Верхнюю Пышму, называется изделием 2.01 «Байкал».
Он должен был стать третьим пилотируемым кораблем многоразовой транспортной космической системы. Собирать его начали в рамках советской космической программы «Энергия — Буран» в 1993 году — это был самый крупный космический проект в истории страны. К сожалению, как и многие другие важные программы, проект пришлось свернуть. К тому моменту космолет был готов примерно на 50% — до полета, который был запланирован на 1994 год, оставалось совсем чуть-чуть.
Первый летный корабль программы — знаменитый «Буран» (изделие 1.01), совершил свой единственный полет 15 ноября 1988 года, а в 2002 году был полностью уничтожен. Второй летный экземпляр — «Буря» (изделие 1.02) в полетах не участвовал, помещен на хранение на космодроме Байконур. Третий космический корабль «Байкал» с 5 августа 2024 года стал экспонатом в Музейном комплексе в Верхней Пышме.
Это единственный сохранившийся в России летный экземпляр. Длина космического корабля составляет 36,4 метра, размах крыла — около 24 метров, высота на шасси — более 16 метров. Вес фюзеляжа и консолей крыльев — 56 тонн.
Доставка «Бурана» в музей — только половина дела: чтобы его полностью отреставрировать, потребуются годы кропотливой работы.
— Мы сохраним его и сделаем доступным для посетителей, — рассказала Елена Филатова, исполнительный директор музейного комплекса. — В наших планах реставрация не только снаружи, но и внутри. Конечно, самое интересное — это побывать внутри «Бурана». Это, наверное, мечта каждого россиянина.
В будущем для «Бурана» построят специальный павильон и откроют уникальную экспозицию, посвященную советской космической программе «Энергия — Буран».
Космолет изначально предназначался для решения ряда оборонных задач: выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания. К примеру, для доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; для возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников и многого другого.
— Такого экспоната больше нигде нет! Существует экспозиция на ВДНХ и в образовательном центре «Сириус» в Сочи, но это всё макеты, а наш «Буран» уникален тем, что он должен был полететь в рамках космической программы, в пилотируемом режиме, с экипажем из двух пилотов. К сожалению, проект был закрыт, но это настоящий корабль! — рассказал Вадим Вагин, замдиректора музея по экспозиционно-выставочной деятельности.
По самым оптимистичным прогнозам, полностью восстановить «Буран» у специалистов получится к 2026 году. До этого момента он будет скрыт от посторонних наблюдателей.
Мы часто рассказываем о пополнении коллекции музейного комплекса в Верхней Пышме. Прошлой осенью туда привезли огромный БЕЛАЗ-75710. На то, чтобы собрать его, ушло два месяца.
Также обязательно почитайте репортаж о шикарном розовом Cadillac и Chevrolet Corvette, которому больше 60 лет.