В Свердловской области с начала года четверо детей погибли в ДТП, еще 165 получили травмы. Кроме этого, трое разбились насмерть на питбайках. Неравнодушный полковник полиции Дмитрий Кузнецов считает, что в детских смертях виноваты родители. Почитайте его эмоциональное выступление на недавней пресс-конференции.
Дмитрий Кузнецов — полковник полиции, временно исполняющий обязанности начальника Управления Госавтоинспекции ГУ МВД по Свердловской области.
— На дорогах в области в этом году произошло 148 ДТП, в которых 4 ребенка, к сожалению, погибли, 165 получили травмы. В этом году дети реже попадают в ДТП в качестве пешеходов, это говорит о том, что они более дисциплинированы. В 50 происшествиях 51 ребенок получил травмы — в основном это переход проезжей части в неположенном месте, движение на велосипеде с нарушением правил — часто пересечение дороги. Есть очень тревожная тенденция: дети переезжают перекрестки и пешеходные переходы на самокатах, не убедившись в том, что водитель их видит и пропускает.
Пример такому нарушению дают взрослые. Они показывают, как нужно делать, чтобы получить травму.
В этом году гораздо больше ДТП, в которых дети пострадали в качестве пассажиров: их было 74, а в прошлом — 48. Понимаете, какая тенденция? Начинаем разбираться, смотреть, почему происходит такое: в некоторых случаях дети перевозятся без детских кресел и ремней безопасности. В [прошлые] выходные было ДТП на Арамильском тракте, двух детей везли в уазике, сейчас они в 9-й детской больнице. Один ребеночек тяжелый, один более-менее стабильный. Ну как в уазике, где нет удерживающих устройств, перевозить детей? Зачем? От такой халатности взрослых дети получают травмы.
За полгода — три погибших ребенка, которые были водителями или пассажирами питбайков. Родители же у нас добрые, появилась возможность детям покупать маленькие мотоциклы — покупают.
И что мы будем дальше с этим делать? В этом году произошло уже 19 ДТП с питбайками, 3 ребенка погибли, 22 искалечены.
Это ведь мотоциклы, это транспортные средства! Мы привлекаем родителей за ненадлежащее воспитание по статье 5.35, за передачу такого транспортного средства своему несовершеннолетнему ребенку. Что еще нужно сделать?
Статья 5.35 КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Когда начинаем работать с детьми, узнаем, что мотоциклы покупают добрые родители, еще и бабушки с дедушками. Для чего? Для того чтобы они научились ездить?! Да не так нужно учить их ездить! В специализированных автошколах, а не на улице, где они будут падать. Причем падают и калечатся они так, что врачам сложно восстанавливать. А трех детей уже не вернуть.
На территории Богдановича у нас погиб водитель питбайка, в Заречном — 15-летний мальчишка. В Талице брат перевозил младшего брата. В итоге сначала маленький скончался, потом и сам водитель. Ну что еще надо родителям для того, чтобы поняли, что такое транспортное средство не принесет радости?..
Когда выезжаем на такие происшествия, слышим родительский стон, стон бабушек, когда всё уже произошло. Говорят: «Зачем я ему купила?» Так вот, уважаемые родители, прислушайтесь к этим цифрам. Трех детей уже не вернуть! Не нужно покупать такие средства передвижения.
Когда они подрастут и будет можно обучаться управлению мотоциклом, мопедом, тогда и обращайтесь в специализированные автошколы. После того как ребенок получит водительское удостоверение, оцените его практический навык вождения, с какого раза он сдал экзамен, и тогда уже совместно принимайте решение, готов ли ребенок к самостоятельной жизни на дорогах. Тогда мы сможем с вами уберечь подрастающие поколения от таких травм.
И посмотрите, дорогие взрослые, как вы ездите на самокатах. Вы ведь все пролетаете пешеходные переходы и перекрестки, не спешившись.
Дети за вами повторяют, и они в таких происшествиях получают серьезные травмы. Ну чего стоит спешиться, спокойно взять велосипед или самокат и перейти по зебре, убедившись, что водители вас видят, установить зрительный контакт с водителями и пересечь проезжую часть как положено, культурно?
Нет, мы куда-то все спешим. Сэкономили несколько секунд, зато показали, какие мы «культурные» участники дорожного движения. От этого всё и идет, дорогие взрослые. Начиная с самих себя, давайте пересматривать отношение к участию в дорожном движении и подавать личный пример подрастающему поколению.
Не стесняйтесь делать замечание, когда дети вокруг нарушают правила. Поговорите, предупредите... Госавтоинспекция в этом году на все летние каникулы организовала профилактические мероприятия. Останавливаем детишек, которые нарушают правила движения, дальше работаем с родителями, привлекаем их за ненадлежащее воспитание, приглашаем на комиссии. Там мы показываем причины ДТП, видео с происшествиями, чтобы сознание наконец-то пришло в норму и перестроилось, что не контролирующим органам это надо, а самим родителям.
В этом году более 700 административных дел в отношении родителей было заведено и рассмотрено, однако всё равно не сразу у людей появляется осознание, что нельзя повторять это нарушение. Они думают, что это случайность, что так больше не может произойти, но жизнь показывает, что может и эти случаи повторяются. Поэтому административная ответственность должна быть. В плане ужесточения вопрос спорный: всегда ли это [должны быть] крупные штрафы или какая-то серьезная ответственность может изменить ситуацию.
Но то, что профилактика дает результаты, показывает статистика: количество погибших детей потихонечку снижается.
И не надо бояться за психику детей. Важно показывать им, что произошло, и разбирать причины. Нужно объяснять и приводить наглядные примеры, когда ребенок не слушал наставления родителей, допустил нарушение правил дорожного движения, выехал или вышел на красный сигнал светофора.
Надо приглядывать, как ребенок самостоятельно участвует в дорожном движении, как он ведет себя на улице — либо с помощью других родителей, либо с помощью старших ребят. Тогда мы сможем ребенка подловить на каком-то моменте (если он, например, перебегал дорогу) и спокойно разобрать эту ситуацию: что так делать не надо, папу и маму подводить не надо. Когда мы применяем такую терминологию, дети всё понимают.
Вы согласны с мнением полицейского?
Прочитайте также десять важных советов, как избежать детских травм и смертельных случаев.
К сожалению, не все малолетние водители ведут себя ответственно. Из-за этого регулярно появляются новости о ДТП с самокатами: например, совсем недавно подросток сбил 5-летнего мальчика, а двое парней в самом центре Екатеринбурга наехали на 78-летнюю пенсионерку, которая приехала из Петербурга на отдых, но вместо этого отправилась в больницу.