В Екатеринбурге скончался один из самых опытных пишущих журналистов — через два месяца, 11 сентября, Александру Беляеву исполнилось бы 68 лет. Почти всю жизнь он работал в различных городских изданиях. В прессе работали его мама с папой, и дочь, кстати, тоже пошла по его стопам и много лет трудилась в уральских СМИ.
Александр окончил журфак УрГУ, на котором учился 13 лет, с 1973 по 1985 год, с перерывами на службу в армии и работу. Статьи за подписью Беляева выходили в газетах «На смену!», «За тяжелое машиностроение», «Уральский рабочий» — сюда он возвращался много раз, в советское и в новое время.
В двухтысячные годы Александр писал для «Российской газеты» и для издания «Уральский меридиан». Более десяти лет он проработал в екатеринбургской редакции «Комсомольской правды», а потом был «Московский комсомолец». В 2019 году журналист заболел, ему ампутировали ногу, после этого он стал писать колонки о жизни колясочника в Екатеринбурге для E1.RU — они выходили до конца марта 2022 года.
Александра Беляева не стало 14 июля. Мы попросили коллег, которые работали с ним, вспомнить мастера. Приносим его родным искренние соболезнования.
Ринат Низамов, экс-журналист «Комсомольской правды — Екатеринбург», бывший главный редактор E1.RU
— Не стало нашего Саши Беляева. Несмотря на то, что он в редакции уральской «Комсомолки» был старше и опытнее всех, для нас он всегда был именно Сашей. Блестящим журналистом и редактором с веселым прищуром и улыбкой.
Я учился его профессионализму, чувству слова, смелости и дипломатичности.
Я обожал его юмор и самоиронию: «Я, — говорит, — весной выкатился из дома на коляске до "Пятерочки". Ко мне подошла девушка и попыталась дать денег. Но я ж не бомж, не нищий! Вышел на улицу в белых штанах! Она извинялась долго. А потом другая женщина тоже деньги сунула. Я отказался. Она мне сказала: и чего отказываешься? Брал бы».
Саша не терял чувства юмора и после того, как лишился ноги — в 2020 году он рассказывал нам, что еще год назад у него всё в целом было хорошо. Но стал хромать на обе ноги, потом врачи поставили атеросклероз. Гангрена. Ампутировали правую ногу: «Один врач сказал, что у меня обе ноги — холодец. А второй решил побороться за левую ногу», — рассказывал он потом.
Инвалидом Сашу признать до сих пор не хотели — из-за коронавируса комиссия не работала, плановые приемы были отменены. Пенсию не платили. Инвалидность Саша в итоге получил после огласки в СМИ.
Мы ездили к нему в гости, пили вино, вспоминали работу в «Комсомолке», хохотали.
Никакой помощи Саша не просил — это не в его стиле. Но помочь хотелось. Я предложил ему писать для Е1.RU колонки — о том, как жить инвалиду в Екатеринбурге. Он поделился спойлером: жить — невесело! Тяжело. Хреново. Но — надо.
Он написал для нас много текстов о жизни людей, закрытых в своих домах. Надеюсь, они помогли привлечь к их проблемам хотя бы немного внимания властей и общества. И надеюсь, помогли Саше чувствовать себя Журналистом, который помогает людям. Ведь он всю жизнь именно таким и был.
Татьяна Судакова, редактор «КП-Екатеринбург» в 2004–2007 годы, руководитель по развитию контента Городских порталов
— Александр Беляев много лет был заместителем редактора «Комсомольской правды — Екатеринбург». Хорошо помню, как он появился в нашей редакции. Я как редактор искала опытного человека, который бы знал историю города, Свердловской области. В общем, нужен был взрослый человек, потому что состав редакции был тогда от 18 до 25 лет. И вот пришел Александр Беляев. У меня журналисты ехидно так спрашивали: «Что, Татьян, сколько ему лет, 98?» Ему тогда было за 40.
Но через полчаса после его прихода смотрю: нет всей редакции. Куда все исчезли? Спускаюсь в курилку, а они там с Сашей, с тем, кого считали глубоким стариком. Болтают, смеются и курят, как будто работали вместе тысячу лет.
Так оно и было. Его возраста никто никогда не чувствовал. Но по работе, качеству материалов, числу командировок он мог дать фору любому из тогдашних малолеток. Мы дружили все, вместе тусовались, ходили к Саше в гости. И даже когда Саша остался без ноги, он не ныл, не хандрил, а продолжал писать, продолжал шутить. На Е1.RU выходили его колонки. Он с иронией рассказывал в них про жизнь в инвалидном кресле — и с гордостью про своих дочек и внуков. Саша был для всех душой и отдушиной. И был всегда молодым.
Саш, мы тебя запомним молодым, с хитрым прищуром, с массой идей. Нашим Сашей.
Елена Панкратьева, журналист E1.RU, экс-корреспондент «Комсомольской правды — Екатеринбург»
— С Александром мы вместе работали лет пять и потом много лет общались. Он был замечательным профессионалом. Из материалов, которые по-настоящему восстанавливают справедливость, помню такой: нам написала читательница, рассказала, что ее мужа несправедливо осудили. В таких сюжетах бывает сложно рассказать правдивую историю — всегда есть риск, что одна из сторон недоговаривает всего. Надо досконально разбираться с бумагами, читать материалы дела, общаться с людьми.
Александр взялся, рассказал историю этого человека. После публикации прокуратура потребовала пересмотреть приговор. В результате человек, которого уже осудили и от жалоб которого отмахивались во всех инстанциях, был оправдан, а никто уже не верил, что это можно изменить. Жена потом приходила в редакцию, благодарила. Это и есть настоящая журналистика — та самая, которая меняет жизнь людей.
Это только один пример его работы, который показывает, что за столько лет в журналистике Саша не выгорел, а продолжал работать, чтобы помогать людям. Сталкиваясь ежедневно с тяжелыми ситуациями, в которые попадают люди, он не терял чувства юмора, оставался интересующимся и добрым человеком и профессионалом.
Ольга Михайлова, директор «МК-Урал»
— Мы потеряли замечательного профессионала, душевного, компанейского человека, искреннего и отзывчивого. Вспоминая его, могу сказать только самые теплые слова. У него было просто шикарное чувство юмора. Он всегда очень тепло, по-отцовски говорил о своих девчонках, дочках. Он был высокий профессионал, умел писать в том числе и сложные коммерческие тексты, это были уникальные материалы. Мне будет очень не хватать Саши.
Даниил Румянцев, корреспондент E1.RU
— С 2007 года я работал обозревателем прессы на «Эхо Москвы в Екатеринбурге». Помню, как каждое утро покупал в киоске «Роспечати» пачку свежих газет и журналов, чтобы рассказывать в эфире про самые интересные публикации. И если в «Комсомолке» был текст за подписью Александра Беляева, я обязательно брал его в подборку. Интервью, которые он брал, и истории, которые рассказывал, можно было зачитывать целиком — в них не было лишних слов. Как и в колонках, которые позже мне доводилось публиковать на E1.RU.
Когда «Радио КП» зазвучало в екатеринбургском эфире, слушал его у микрофона — и тут Александр тоже не потерялся. Его комментарии всегда были точно в тему. Очень жаль, что мы не были знакомы лично и не работали в одной редакции. Уверен, что у него можно было многому научиться.
Для E1.RU Александр рассказывал о серьезных проблемах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями: например, при перелетах в аэропортах. Когда все обсуждали прививки от коронавируса и тех, кто не желает ставить вакцину, Александр смог показать эту проблему с другой стороны. Когда он пересел в инвалидное кресло, с его подачи весь город узнал, насколько тяжело передвигаться по Екатеринбургу, даже используя элементы «доступной среды».