Прогуливаясь по улицам Екатеринбурга, невозможно не заметить бабушек, которые торгуют свежими цветами: пионы, лилии и ромашки — как пройти мимо скромных сезонных букетов! Одни таким образом помогают внукам, другие зарабатывают себе на пропитание, а кто-то — на лекарства. Корреспонденты Е1.RU поговорили с продавщицами и узнали их истории (от некоторых становится грустно).
Пенсия всего 16 тысяч — как еще жить?
Наталья разместилась на лавочке возле «Пассажа» — свой маленький бизнес она назвала «Ромашки у Наташки». Цветы пенсионерка выращивает на даче в поселке Верхнее Дуброво. Чтобы добраться до центра, ей приходится садиться на электричку, а потом пересаживаться на автобус. Бабушка поделилась: ее муж серьезно болен.
— Группу инвалидности мужу не дали после инфаркта. Поэтому сейчас только на лекарства и работаю. Пенсия всего 16 тысяч — хватает на еду и оплату жилья. А так бы ни в жизнь не пошла. Тяжело так сидеть на жаре, да еще квартальные гоняют. Бывает, из администрации пожалуются: «Чьи там бабушки стоят торгуют?» Но как нам еще жить? — говорит Наталья.
Приходится выживать, но в войну было хуже
Недалеко от нее еще одна цветочница — Лилия, которая ездит из Двуреченска. Пенсионерка жалуется на плохое зрение, поэтому зарабатывает букетами на лекарства.
— Пойдешь в аптеку, самые простые лекарства купишь — 3–4 тысячи выйдет, а хватает на две недели. С помощью цветов хоть как-то да живу, — объясняет бабушка.
Лилия — ребенок войны. Она рассказала, что в советские годы ей приходилось переживать и не такое.
— Знали бы вы, как мы во время войны жили, волосы бы дыбом встали: нечего было надеть, нечем было согреться. Была комната 30 метров с высоким потолком, посередине стояла буржуйка, которую топили сырыми дровами. Холодрыга. Окна все завешаны, свет включить нельзя — абсолютная темнота! Вот так мы и жили. А голод-то какой был… Мы всё ждали, когда трава какая-нибудь вырастет, чтобы ее пожевать, — рассказывает старушка.
Болят ноги, но надо выучить внучку
Цветочница с Уралмаша ездит с дачи в Пышме. Она зарабатывает, чтобы помочь своей внучке-студентке.
— У всех свои обстоятельства, чтобы зарабатывать деньги так. Моя задача — выучить и помочь. А больше работать не буду, очень болят ноги, — говорит бабушка.
Мяса не купить, но хоть что-то
Пенсионерки на Ботанике зарабатывают на другом: они продают семечки собственной жарки, а деньги тратят на оплату жилья и продукты. Еще они помогают садоводам продавать зелень, в качестве платы берут пучок петрушки, укропа.
— Продукты дорожают: вот и смотришь, что покупать, выбираешь. Мясо редко покупаем. Ягоды сейчас пошли, но за такие цены ничего не купишь, — жалуются продавщицы.
Бабушки недовольны и маленькими пенсиями.
— Нужно, чтобы пенсии подняли, хоть немного, — говорят они.
Хочется в нашем возрасте в театр сходить, на выставку, а куда на наши деньги?..
Торговцев можно встретить и на главной улице Екатеринбурга. Мы прогулялись по ярмарке под медиаэкраном, пообщались с покупателями и продавцами, а заодно приценились к товарам на Вайнера.
Также мы вели репортаж с места распродажи товаров, которые сделали осужденные в колониях. Самый ходовой товар оттуда — творог и овощи. Еще одна своеобразная ярмарка прошла в мае — на ней продавали охотничьи трофеи.