Город фоторепортаж Площадь, которую город так и не увидел. Рассказываем про мегапроект у оперного театра

Площадь, которую город так и не увидел. Рассказываем про мегапроект у оперного театра

В 1920-е годы тут должна была появиться главная локация Свердловска

3D-макет площади Парижской Коммуны

Если вас сейчас попросят назвать какую-нибудь площадь в Екатеринбурге, то с вероятностью в 99,9% это будет площадь 1905 года. При этом много десятилетий назад, еще в то время, когда наш город был Свердловском, главным местом притяжения всего Урала должна была стать совсем другая локация — площадь Парижской Коммуны.

В Музее истории Екатеринбурга ей посвятили целую выставку «Призраки площади. Увидеть Париж Свердловск и умереть».

— Все больше знают сквер, завод, департамент театра, нежели саму площадь Парижской Коммуны, — говорит куратор выставки Александр Думчиков. — А 1920-е — это годы амбиций. Амбиций, пока не подкрепленных какой-то материальной составляющей. Индустриализация тогда еще не началась, но Екатеринбург сначала стал столицей гигантской Уральской области, а затем превратился в город Свердловск.

Эти символические административные изменения должны были быть подкреплены изменениями градостроительными, которые меняют существующую ткань города.

Посмотрите, как сиял театр имени Луначарского в 1934 году

Вот тогда-то и пришла мысль: городу нужна новая главная площадь. Архитекторы сразу обратили внимание на бывшую дровяную площадь, где уже стоял городской театр — нынешний оперный, который с 1923 года носил имя Луначарского.

«Уральский рабочий» в советское время был действительно крупным предприятием

В Свердловске в то время издавались газеты «Уральский рабочий», «На смену!», «Крестьянская газета». Как говорит куратор выставки, печатные издания 1920–1930-х годов были важным инструментом пропаганды, которая распространялась на территориях современных Курганской, Тюменской, Челябинской областей и Пермского края.

Так что дом печати на главной площади должен был стать материальным воплощением влияния СМИ. С 1928 года началась разработка проектов здания.

Самым первым был проект инженера Сигова. Согласно его концепции, здание должно было появиться на том же месте, но без характерного скругления фасада на пересечении Тургенева и Ленина.

Дом печати в 1930-е годы

После доработки появились и знакомые очертания, а вот надпись «Дом печати», которая, хоть и была задумана изначально, появилась на здании относительно недавно.

Дом печати — по-прежнему один из главных памятников конструктивизма в Екатеринбурге, а теперь еще и место для развлечениями горожан

Еще одно здание — Дом советов. В нем должны были заседать все органы городской и областной власти. Идея строительства этого здания появилась в 1925 году, а год спустя объявили конкурс. Пригласили архитекторов всесоюзного масштаба, которые представили пять проектов.

Несмотря на то что первую премию получил проект Якова Райха, за основу для строительства взяли вариант Ивана Фомина.

Проект Якова Райха, победивший на конкурсе, но оставшийся на бумаге
Один из поэтажных планов Дома советов. На первых этажах обязательно должны были размещаться лавки и магазины

В конечном счете Дом советов решили «перевезти» на улицу 8 Марта, а на площади Парижской Коммуны взамен решили построить здание Большого синтетического театра — культурного заведения совершенно нового типа и безумно богато отделанного.

— Изначально лаконичный фасад был обогащен большим количеством лепнины, скульптур, колонн и приобрел вот такую форму. Интерьеры тоже подразумевали роскошь и комфорт. Там использовался уральский мрамор. Интерьеры были богатыми, и всё это должно было быть очень дорого, — рассказывает Александр Думчиков.

Макет, который изготовили в 1934 году, возили на Уралмаш, ВИЗ и другие промышленные предприятия Урала, чтобы показать: «Вот какая красота!»

Как вам такой колоссальный театр?

Не реализовали в полном масштабе и Дом промышленности на площади Парижской Коммуны. Сначала строительство решили отложить до уточнения планов первой пятилетки, а потом сроки всё затягивались и затягивались.

Здание за оперным театром достроили лишь в 1970-е. От масштабов, которые были в первых проектах, ничего не осталось.

Так выглядел Дом промышленности в 1930-х годах

Зато не было никаких проблем с гостиницей «Большой Урал». Конкурс на разработку проекта объявили в 1929 году, а уже в 1930-м приступили к строительству.

Гостиница в стиле конструктивизма была рассчитана на 350 человек и 150 мест в общежитии. Более роскошным здание стало в 1940-е, когда появились продуманные интерьеры.

В 2015 году в «Большом Урале» произошел громкий скандал: оттуда силой выгоняли музей камня. Там отключали отопление, а директор Владимир Пелепенко даже какое-то время жил посреди выставочного зала в палатке в знак протеста. Его сторонники жаловались во все инстанции, писали даже президенту, но всё оказалось бесполезно: музею пришлось съехать.

Обратите также внимание на нашу онлайн-экскурсию по Уралмашу и на историю о том, как Екатеринбург едва не стал портовым городом.

А если хочется посмотреть на необычную экспозицию, сходите в музеи МВД или Следственного комитета: там есть много всего интересного.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE10
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления