В большом рейтинге по качеству жизни регионов Свердловская область заняла 20-е место, уступив в том числе Тюменской, Челябинской и Башкортостану. Мы спросили у наших читателей, согласны ли они, а еще рассказать об их опыте проживания в других регионах. В ответ получили сотни комментариев.
Короткая сводка такая: в Екатеринбурге всё плохо, а Пермь снова прекрасна. Справедливости ради, несколько хороших комментариев о столице Урала всё же было.
— Была и в Екатеринбурге, и в Перми. Пермь, на мой взгляд, более ухоженная и почище. Но, со слов людей, изменения появились всего несколько лет назад, со сменой власти, так сказать... В Екатеринбурге валяющийся мелкий мусор — а это зависит от самих людей — и невывезенные мусорные баки бросаются в глаза. С транспортом, опять же, лучше в Перми. Довольно старый транспортный парк, увы, Екатеринбургу совсем не к лицу. Старые трамваи производят грустное впечатление, — делится наблюдениями Алла.
Но это от людей не зависит, а люди у вас замечательные, душевные! Это прям достопримечательность вашего города.
— Я за Пермь! Запретили аренду самокатов, транспорт ходит с интервалом 3–4 минуты, оплата по карте проездной — 19 рублей, если банковская — 37 рублей. Штраф — 2500, платят на входе все! Трамваи все новые, автобусы тоже. Абсолютно так же с транспортом в Тюмени, вообще никаких проблем уехать. У нас же интервал движения трамвая — до 40 минут уже.
Также могу по Перми сказать, что город ухоженный, постоянно что-то делают, убирают, сажают. Набережная шикарная, открывается ее новая часть в июне, огромное количество пространств для детей. Качели, лавочки, батуты, музыкальные инструменты. Город зеленый, парки, насаждения. Очень обидно, что в нашем городе такого нет, люди всё-таки у нас классные и заслуживают большего, — пишет Наталья.
— Многие хвалят Пермь за транспорт, и это верно, но почему-то все молчат о скудной архитектуре города. Если уберем исторический центр, все здания — сплошной сайдинг. Это выглядит максимально убого. Как будто там приличных застройщиков нет и строятся дома по архитектурным вкусам 2000-х годов, — считает Алексей.
— Дочь была в Перми в гостях. Трамваи новые, автобусы тоже. Всё в одном стиле. Вечером уехать не проблема. Куча маленьких, красивых, отремонтированных скверов. В кафе намного дешевле бизнес-ланчи, — рассказывает Марина.
— В Перми еще суточный проездной мне нравится: 130 с чем-то рублей — и можно весь день кататься. Оплачивать через сканирование QR-кодов там просто потрясающе. В отпуске недавно катался так везде, туристам подходит. Только обидно, что ни разу билет не проверили за сутки. В Екатеринбурге такого аналога даже нет, а если и будет, то транспорта банально мало, чтобы везде поездить, — добавляет читатель.
Я не знаю, как в области, но Екатеринбург — топ-город после Москвы и Питера.
— По уровню инфраструктуры и развитию экономики у нас одна из лучших областей считается, — пишет Анастасия.
— Екатеринбург очень перенаселен, сильная загазованность от машин, плохо работающий городской транспорт, общая неухоженность и мусор, дикая и страшная застройка, уничтожение зеленых зон, низкая культура населения. Столица Урала должна определенно по-другому выглядеть, — считает Светлана.
— Транспорт ходит нестабильно, для города-миллионника — невозможная ситуация, экология никакая, всё закатывается в асфальт, деревья вырубаются, — перечисляет Полина.
— В Свердловской области (не только в Екатеринбурге) большие проблемы с транспортом, в отличие от Тюмени, Челябинска, Перми. Передвигаться по городу в час пик невозможно, на ЖК в 1000 квартир при строительстве предусматривают 300 парковочных мест, так что скоро соседи друг друга поубивают в борьбе за парковку, — пишет читатель с ником Al AT.
У нас Грязьбург, летом открытую обувь из-за пыли невозможно носить. Зимой плохо убирают тоже.
— На мой взгляд, в Екатеринбурге хуже. Это ужасные дороги, общественный транспорт убогий, старый, экология — само собой, парк один на весь город более-менее достойный, грязно и мусорно, государственные сады работают до 6 вечера, и нет полноценного ужина! Сами сады многие в печальном состоянии. Это всё в сравнении с Тюменью, жила и там и там. В Тюмени и медицина реально, — пишет Алина.
— Я была в Тюмени, меня не особо впечатлил город. Как будто большая деревня, — делится Анастасия.
— Тюмень намного чище, и меньше заводов, много парков, на каждому углу — мусорные баки, общественные приличные туалеты, а не вот эти вот пластиковые будки, и то в День города. Цветы, клумбы, красивые, большие, яркие дома. Отсутствие пробок, — перечисляет Александра.
Тюмень — хороший город, чистый, транспорт отличный, но скучный — как пгт на максималках.
— Вы в Кургане побывайте! Мне довелось видеть там магазин с вывеской «Бакалея — гастрономия», с 60-х поди висит, — делится читатель.
— Я 5 лет жила в Томске и хуже города не видела. Транспорт убитый, дороги еще хуже, яма на яме даже в центре города, ездить за рулем вообще невозможно. Уровень жизни низкий, зарплаты тоже. Вот этот город я бы поставила в рейтинге на последнее место, но никак не Екатеринбург, — вспоминает Анастасия.
— Норм рейтинг, ниже даже можно. Небоскребы стеклянные, воткнутые на пятачке, — единственная гордость поди, которая отличает нас от других мегаполисов? Что еще? Ничего! Грязь, древний старый транспорт, отсутствие зелени, убитые дороги, застройка где можно, где нельзя. Тут многие пишут про Пермь. Я этот город всегда считал деревней, бывал там десятки раз, но вышеуказанных проблем там практически нет. Про Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Краснодар вообще молчу, — пишет читатель с ником Uralposse.
В ЯНАО действительно всё хорошо по социалке и губернатор очень старается. Разве что климат не очень.
— Не знаю насчет всего ЯНАО, но Салехард мне не очень нравится, переехали по семейным обстоятельствам сюда. Стоимость аренды квартир ужасно завышена, трудно купить хорошие свежие овощи / фрукты зимой, зарплата не у всех тут высокая, сфера услуг хромает, если не сказать, что вообще отсутствует. И в принципе много маленьких нюансов есть. Новый Уренгой вот уже совсем другой разговор, — отвечает Ася.
— ЯНАО, где 90% мирового газа добывается, при этом низкая плотность населения! Вообще некорректно сравнивать, так же и с ХМАО, где основная добыча нашей нефти. Притом в годы развала эти тюменские области как раз развивались, в отличие от других регионов, и именно из-за нефтегазодобычи. А Свердловская область — это 47 городов, и все они зациклены были на заводах и фабриках, не все из которых выжили. И все эти города, а также сёла и деревни нужно содержать, а не только Екатеринбург. Это если кратко. И да, я жила в разных регионах и странах — есть с чем сравнивать, — добавляет Aika.
— Периферия Екатеринбурга очень сильно отстает в развитии, в Челябинской области поинтереснее в маленьких городах. В Екатеринбурге очень сильно ощущается социальное расслоение, жилье дорогое, люди в ипотеках, кредитах, много неблагополучных людей, семей, — считает Елена.
Соседний Башкортостан развивает туризм. На каждую достопримечательность — указатель. А у нас нет достопримечательностей, видимо.
Очень развернутый ответ о минусах Екатеринбурга и области от Ольги:
— Дороги много где плохие, стоит только во дворы зайти или чуть дальше центра отъехать. Где-то дороги делают, а тротуары разбитые. За городом много не очень дорог. Бесконечный ремонт на Пермском тракте. На Серовском аварийность повышенная. Транспорт долго ждать и весь убитый. До Первоуральска проще доехать, чем в другой район города. Метро уже просто мем.
Некоторые районы почти изолированы от остальных промзонами, пустырями и развязками. И пешком неприятно идти, и транспорт не ходит, и дорог из района мало, а то и вовсе одна, поэтому пробки образуются.
Мало мест для развлечений, отдыха, прогулок. Рестиков и ТЦ, конечно, много, музеи интересные есть, парками сейчас занялись, благоустраивают те, что есть. Это, наверное, вообще лучшее, что за последние годы для города делалось. Но для активных прогулок, покатушек места нет, чтоб с пешеходами не пересекаться. Какой-то инфраструктуры для пикников, кемпингов за городом. Одни сомнительные турбазы втридорога. Туристической инфраструктуры особо нет никакой.
Много сомнительной застройки и большое невнимание к имеющемуся жилью. Зачем эти высотки без парковок дурацкие, особенно на крохотных пятачках вкряченные? Как будто специально парковочный ад создается, даже на окраинах, где можно этого избежать. И качество застройки, или бизнес-класс задорого, или из мусора эконом, маскирующийся под комфорт, а иногда даже не маскирующийся, по цене комфорта. С коммунальной сферой бардак, как будто никто ни за что вообще не отвечает. Почти все управляшки спустя рукава работают, не дозвониться.
По городу куча кривых-косых заборчиков, мусорок сломанных, разбитых бордюров и лестниц, пеньки торчат, куча домов, требующих ремонта. Газоны плешивые, тополя и клены, которые ломаются. От тополей еще пух, почки липкие, регулярное подпиливание им нужно, трата ресурсов, потом страшные лысые пеньки стоят.
С больницами проблемы. Школ и садиков не хватает. Полиции не хватает.
Лично мне уже здесь надоело! В Тюмени даже комфортнее, там реально настолько чисто, транспорт ходит супер, всего полно в шаговой доступности.
— Москва лучше по зарплатам и инфраструктуре, хотя цены на продукты ниже, Калининград — маленькие зарплаты и дорогие продукты, но есть «типа европейский» пафос, Якутия добрая и с высокими зарплатами, но с нулевой инфраструктурой. Проезд по факту (безлимит на все виды транспорта за 30 дней) куда дешевле в Москве, я уже не говорю, что из Внуково до Шереметьево максимум час — час и двадцать минут на общественном транспорте проехать 70 километров, — пишет Chemy.
У Дмитрия тоже объемный ответ:
— Во-первых, Екатеринбург действительно превратили в кишлак. Во-вторых, безопасность в городе стремится к нулю. В-третьих, город неудобен для проживания: везде точечные застройки, плохая инфраструктура, плохие дороги. Очень напоминает Москву, такие же каменные джунгли. В-четвертых, много предприятий в черте города. Плохая экология.
В области низкие зарплаты, покосившиеся и старые дома. Также практически везде дороги и плохая инфраструктура. И постоянно меняющаяся погода, за день температура может упасть от +20 до -10 — и на следующие сутки опять до +20. На сегодняшний день лучший город для жизни, без сомнения, Тюмень. Красивый, очень чистый город с продуманной дорожной картой.
Питер — тоже ничего. Самобытный, красивый. Москва под вопросом. Краснодар — жарко, пробки, от народа задыхается. Но Краснодарский край красив, хотя и загажен. Иркутск — ощущение, что приехал в 1880 год. Красноярск никаких ощущений не вызвал — город и город. Владивосток прикольный. Движуха в нем, как у нас в Екатеринбурге. Город на сопке. Ощущения непередаваемые. Но через неделю уже скучно, — перечисляет Дмитрий.
Общественный транспорт прям жирный минус, по мне. Остался тут на день без машины и после 21 часа еле добрался до дома.
— Метро маленькое, убирают улицы плохо, у нас постоянно смог, с которым даже зимой ничего не могут сделать. Урезали транспорт после зимы из-за того, что все водители и кондукторы поуходили (забастовки) — стало трудно добраться вовремя куда-то. Приходится еще 30 минут сверху докидывать на путь, пока ждешь транспорт.
О, забыла сказать: вода! Вода из-под крана. Оказывается, можно приобрести аллергию на воду. Всю жизнь жила без этого, а потом началась какая-то байда, потратила десятки тысяч на врачей и лекарства, в итоге пришли к выводу, что аллергия, еще куча анализов — и вуаля: аллергия на вашу воду. Стоит уехать в другой любой город — Москва, Челябинск, Магнитогорск — как на 2-й день всё проходит. За границей та же история. Теперь коплю на дорогие фильтры для воды домой, — рассказывает Валентина.
— Хаотичная застройка по всему городу. Новые кварталы застраиваются 25-этажками, а дороги в них остаются деревенскими, по одной полосе в каждую сторону. И происходит следующая ситуация: едет автобус, останавливается на остановке и приехали: перекрывает половину дороги, — пишет Роман.
Давно уже и Челябинск, и Тюмень сильно превосходят Екб, даже визуально. Не говоря уже о комфорте и транспорте.
— Я коренная свердловчанка, но более 30 лет проживаю на Сахалине в Южно-Сахалинске. И могу с уверенностью сказать, что Южный — это город для людей. Общественный транспорт из новых автобусов, движение строго по расписанию. Дороги широкие без трещин, выбоин и колеи. Уборка после снегопада начинается в тот же день, и самые жуткие разбираются в 3–5 дней. Зимой все тротуары просыпаются песком! В городах Сахалина великое множество детских площадок, и не только во дворах. Рассказывать можно долго о хорошем, но лучше увидеть это всё своими глазами! Приезжайте к нам на Сахалин! — призывает Ольга.
— Зато мы на первом месте по всяческим запретам и ограничениям. Единственная область, где в данное время рыбалка запрещена полностью. Противопожарный режим — с апреля по ноябрь, — отмечает Альберт.
— Пермь однозначно лучше Екатеринбурга. За последние 10 лет глобальные изменения произошли, причем в лучшую сторону, чего не скажешь про Екатеринбург, — ставит Александра точку в сравнении городов.
А вы что думаете?
Если всё же любите Екатеринбург, но не можете выбрать микрорайон, где жить, то посмотрите наш рейтинг. Также мы составили альтернативный рейтинг, в котором учитывали только мнение горожан.