Проходя каждый день мимо красивых (и не очень) новостроек, мы редко задумываемся о том, что когда-то было на их месте — а это могли быть старинные усадьбы с историей и просто интересные здания, которые теперь остались только в виде архивных фотографий. Тому, как раньше выглядел Екатеринбург, и посвящена наша рубрика «Что здесь было раньше?»
До 2009 года на месте парковки бизнес-центра «Высоцкий» у кольца на Малышева находился памятник архитектуры, известный как дом Ярутина. Здание, построенное в 1890-е годы, принадлежало горному землемеру Геннадию Ярутину, а затем — его сыну Владимиру. Вспоминаем историю утраченного дома.
Кто такие Ярутины
Геннадий Семенович Ярутин, которому принадлежал дом № 3 на улице Никольской (ныне Белинского), был горным землемером и членом Уральского горного правления. Его сын Владимир Геннадьевич, получивший особняк по наследству, также был служащим этого правления, а затем работал гласным, то есть депутатом городской думы. Младший Ярутин оставил в истории Екатеринбурга заметный след: именно он стал первым человеком, попытавшимся организовать в городе автомобильное движение. Соответствующее обращение поступило в местную думу в сентябре 1910 года.
Владимир Геннадьевич просил предоставить ему «исключительную привилегию на эксплуатацию в городе и его окрестностях автомобильного движения всех типов…». При этом он соглашался платить налог на двигатель и делиться частью доходов от продажи билетов. По самым скромным подсчетам, коммерческий автотранспорт давал бы Екатеринбургу до 400 рублей в месяц, писал в своем исследовании историк Артем Беркович.
Однако инициатива Ярутина так и не нашла поддержки у екатеринбургских политиков начала прошлого века. Сначала Владимиру Геннадьевичу предоставили «исключительную привилегию», но открыть движение к оговоренному сроку он не успел. В ноябре 1911 года, после продолжительных прений, гласные думы изменили свою позицию и высказались «за свободную конкуренцию в деле начинания автомобильного движения». Наконец, 18 апреля 1912 года, подписав договор об исключительном своем праве перевозить за плату людей и грузы по Екатеринбургу, Ярутин продал бизнес московскому купцу Владимиру Бочарникову.
В 1913 году «с 1 мая текущего года г. Бочарников открыл движение одного автобуса, причем движение это очень скоро остановил и не уплатил в кассу управы сборы...». На этом дело остановилось.
Кстати, занимательная переписка дворянина Ярутина с городской управой хранится в Государственном архиве Свердловской области.
Наличники, лепнина и бутовый камень
Одноэтажный, на цокольном этаже, дом семьи Ярутиных был возведен архитектором Юлием Дютелем на пересечении Никольской улицы с Покровским проспектом (современной Малышева). Западным главным фасадом особняк был обращен к площади со сквером, сообщает издание «Свод памятников истории и культуры Свердловской области».
Фундамент и цокольный этаж здания были сооружены из бутового камня, а наружные и внутренние стены — из кирпича. Этажи разделял пояс с подоконными филенками (заглубленные или имеющие обрамление декоративные элементы, по форме близкие к прямоугольным), в которые был вписан лепной декор. Окна основного этажа украшали наличники с лепниной. Кроме того, лепные розетки были расположены в простенках между окнами.
В издании уточняется, что главный вход с каменными ступеньками, спускающимися в цокольный этаж, вел к сквозному коридору, по обе стороны от которого располагались комнаты. В двух из них, примыкающих к южному боковому фасаду, находились лестницы в основной этаж. Помещения, расположенные на нем, были связаны проходными комнатами.
Ярутины владели особняком до 1922 года. Благодаря телефонным справочникам первой половины XX века и помощи ученого секретаря Музея истории Екатеринбурга Евгения Бурденкова нам удалось установить, что в 1920-е годы в этом здании квартировались инженерно-технические работники. Одно из помещений, к примеру, занимал инженер Крысов. В 30-е здесь располагалась поликлиника Пермской железной дороги, а в 40-е — ясли № 4. В конце 50-х дом передали врачебно-санитарной службе Свердловской железной дороги. Согласно документам, строение принадлежало этому ведомству вплоть до сноса. Последние 14 лет существования Дом Ярутина арендовал магазин автозапчастей.
В начале 2000-х неподалеку от дома Ярутина началась стройка будущего небоскреба «Высоцкий» (тогда еще это была третья очередь проекта «Антей»).
Виновных в сносе так и не нашли
В ночь на 26 апреля 2009 года дом Ярутина, который находился под охраной государства, незаконно разрушили. «Пропажу» обнаружил сотрудник регионального Минкульта Анатолий Войтенко. По его словам, получить разрешение на снос подобного памятника архитектуры практически невозможно. Владелец «Антея» Андрей Гавриловский свою причастность к этому делу категорически отрицал.
Вскоре после сноса старинного особняка в городе прошла акция «Поминки по старому Екатеринбургу», в которой приняли участие музыканты групп «Чайф» и «Смысловые галлюцинации».
Следствие по делу о сносе дома Ярутина велось очень долго, но по-настоящему ни к чему не привело. Удалось найти предпринимателя, которому принадлежал экскаватор, уничтоживший дом, однако он не смог рассказать, кто стал заказчиком сноса. В итоге Леонида Коромщикова обязали выплатить 28 миллионов рублей материального ущерба, но таких денег у него не нашлось. За десять лет мужчина лишился всего имущества и бизнеса. Мы рассказывали его историю, похожую на страшилки про 90-е.
Спустя десять лет после сноса дома Ярутина областное управление госохраны памятников решило утвердить его границы. Этого требовал закон, который, впрочем, не защитил здание от разрушения.