Представьте ситуацию: вы работаете в компании давно и знаете все процессы. Недавно к вам в отдел пришел новенький и он только погружается. Тут происходит следующее: он неправильно выполняет задачу, из-за чего страдают и ваши результаты. Вам нужно дать ему обратную связь о его работе, но сделать это так, чтобы не обидеть.
Согласитесь, звучит страшно? У многих людей возникают трудности, когда нужно поделиться фидбэком на работе. Дарья Сергеева, ведущий тренер, и Анна Кулакова, HR-менеджер из IT-разработчика Контур, рассказали, почему обратная связь на работе важна. А еще поделились рекомендациями, которые могут помочь давать экологичный фидбэк.
Почему обратная связь на работе — это важно
Может показаться, что умение давать обратную связь — это обязанность лишь руководителя. На самом деле это не так. Когда любой сотрудник может делиться экологичным фидбэком, это позитивно сказывается на общих результатах команды и компании в целом.
Например, в Контуре очень развита культура обратной связи. В компании есть целая система обучения, в которой можно понять внутренние правила обратной связи и потренироваться в безопасных условиях. Привычка делиться экологичным фидбэком помогает сохранять комфортную рабочую атмосферу, а важность этого процесса понимают все — и сотрудники, и руководители.
— Команда, в которой есть культура обратной связи, быстрее достигает цели. Оперативная реакция на действия коллег снижает вероятность ошибок, сплачивает команду и создает атмосферу, в которой хочется развиваться и проявлять лучшие качества. Я часто вижу в своей работе, как сотрудники расцветают, получая признание от руководителя. Это мотивирует их усилить уже имеющийся результат и помогает поддерживать инициативу на высоком уровне. Причем в командах принимают не только похвалу, а с пониманием берут в работу и корректирующую обратную связь, — рассказывает Анна Кулакова, HR-менеджер Контура.
Однако порой давать обратную связь тяжело. Кажется, что нет подходящих слов и страшно обидеть человека. Но это нормально. Далее — топ-3 сложностей с отдачей обратной связи, с которыми сталкиваются сотрудники Контура.
Сложность № 1: страх обидеть человека
Чтобы решить эту проблему, попробуйте спросить себя: зачем я хочу что-то сказать коллеге? Если ваша цель — помочь справиться с задачей или улучшить процесс — отлично, вы вряд ли обидите человека, если выберете бережные формулировки. Идеальнее всего будет, если у коллеги будет запрос на обратную связь от вас — тогда это точно будет уместно.
Если же, отвечая на вопрос выше, вы чувствуете, что вас переполняют эмоции и хочется выплеснуть их и самоутвердиться за счет другого — делиться фидбэком не стоит.
— Важный момент: коллеги всё равно могут обидеться, даже если вы дали корректную обратную связь. Это тоже нормально. Оставьте за человеком право на обиду, ведь мы можем испытывать любые эмоции, — говорит Дарья Сергеева, ведущий тренер Контура.
Сложность № 2: коллеги обижаются на обратную связь
Здесь может быть несколько причин.
1. Вы даете фидбэк в грубой форме.
Попробуйте оценить свои формулировки: нет ли в них манипуляций, насмешек, пассивной агрессии? Это и правда может задеть. Попробуйте изменить подход: узнайте, что именно задевает человека, и постарайтесь общаться экологичнее.
2. Ваш собеседник ранимый.
Порой наши коллеги — сами по себе чувствительные люди. И даже корректные формулировки могут вызвать негативную реакцию. Причины могут быть разные: самооценка собеседника, личные причины. Попробуйте принять это и дать возможность человеку реагировать так, как он реагирует.
Сложность № 3: трудно сохранять эмоциональный фон беседы
Проблема обычно возникает, когда нужно дать корректирующую обратную связь. Тут тоже может быть две ситуации.
1. Вы волнуетесь.
Здесь важно определить, почему это происходит. Если боитесь обидеть — возвращайтесь к советам из первой сложности. Когда причина в другом, стоит разобраться детальнее.
Если кажется, что говорить нечего, не выдавливайте из себя слова. Даже когда есть ощущение, что правильно было бы похвалить коллегу, но не получается найти за что. Такой фидбэк может получиться нелепым и вызвать более негативную реакцию, чем если бы обратной связи не было совсем.
2. Проблема в эмоциональном фоне разговора.
Даже на работе коллеги могут быть очень эмоциональными. Порой эти чувства трудно принять, а гнев и грусть от другого вообще могут вызывать страх. Чтобы уйти от подобной реакции, попробуйте:
установить контакт в начале разговора: нормально будет пошутить или немного поговорить о чем-то отвлеченном;
поддержать, если есть внутренний ресурс и ситуация располагает, а если сделать это не удается, просто сохраняйте заинтересованный настрой и не усугубляйте;
сохранять самообладание и не кричать, а когда почувствуете, что уже нет сил на конструктивную беседу, возьмите паузу — так у вас двоих будет возможность успокоиться и сформулировать корректные слова.
— Делиться обратной связью может быть тяжело. Но избежать таких разговоров нельзя: они правда помогают развиваться как лично вам, так и коллегам. Если вам близок подход к обратной связи в Контуре, приглашаем вас стать нашим коллегой. Сейчас у нас открыты вакансии менеджера по продажам и консультанта поддержки, — подытоживают Дарья и Анна.
АО «ПФ «СКБ Контур», kontur.ru