В этом году сады, созданные в рамках фестиваля «Атмофест», будут радовать екатеринбуржцев гораздо дольше — у мероприятия появилась постоянная площадка. Она разместится на набережной — чуть северней Макаровского моста и вдоль реки Ольховки.
Участие в создании семи садов примут дизайнеры из разных городов, в том числе из-за рубежа. Рассказываем подробнее о каждом проекте.
Calabaza
Проект этого сада создан ландшафтным дизайнером из Перу. Он отображает личный опыт проживания в Перу и России.
— Пружинка — символ перетекания, пути. В саду отображен личный опыт автора, опыт проживания в Перу и в России. Символично, что легенды о знаменитых радужных горах в провинции Киспиканчис перекликаются с Уральским горным хребтом и местных сказаниях о самоцветах, — рассказали дизайнеры о концепции сада.
Calabaza — это популярная детская игра, появившаяся в Испании. Игра распространена в Латинской Америке и, в частности, в Перу и в Лиме, где автор сада провела свое детство.
Водящий должен занять свободный «дом», которых изначально на один меньше, чем игроков. Тот, кто не успел занять место, становится новым «бездомным». Игра начинается с фразы «Calabaza!», что означает «По домам!»
— Устроители сада поднимают тему своего места в жизни, поисков себя в профессии, балансе с собой и социумом. Ведь игра — это проживание сценариев, подготовка ко взрослой жизни. Сколько бы ты ни бродил в поисках себя, важно в итоге найти свой дом, — рассказали авторы.
«Динамика»
Этот сад схож с предыдущим, так как создан одним дизайнером. Патрисия Гарсиа Алайо провела детство в Перу, а в России раскрыла свой талант.
— В основе концепции сада образ движения, перехода. Всё течет, всё меняется — сад «Динамика» об этом. Архитектурный элемент перебегающая игрушка-пружинка — символ пребывания одновременно в разных культурах, разных родах, на разных континентах, — рассказали дизайнеры.
Растения высажены исходя из идеи изменений и трансформаций и символизируют два важных явления: смену биотопов и острую для Урала проблему исчезновения степей.
«Туган Як»
Этот сад спроектировали дизайнеры из Казани. Они постарались отразить в нем главное, что связано с этим городом.
— Сад рассказывает свои истории про невероятного змея Зиланта, про Казан, который решил судьбу города, и, конечно, о семи поколениях людей, создавших наши обычаи, культуру и традиции, — рассказали авторы.
«Разрез времени»
Сад создан авторами из Уфы и символизирует неразрывную связь человека со своей семьей, предками. За основу разбивки сада дизайнеры взяли спил дерева, на котором видно, сколько лет оно растет.
— Центральным элементом служит аркада из семи арок — это образ семи поколений, это размышления об основных этапах человеческого рода, — рассказали авторы. — Чем дальше поколение, тем меньше памяти о своем роде. А знать о нем нужно. Нельзя терять связь поколений. Необходимо оглядываться назад, чтобы чувствовать силу, мощь и поддержку своих предков.
Также арки символизируют объединение семи башкирских племен (бурзян, усерган, тангауров, кыпсаков, катайцев, минцев, табынцев), положивших начало возникновению единого башкирского народа.
«Истоки»
Сад «Истоки» дизайнеры из Белгорода спроектировали в размышлениях о своих корнях. И здесь философия перекликается с предыдущим садом.
— «Истоки» — это Сад-размышление о том, как слой за слоем поколения образуют род. Так же как слой за слоем годичные кольца формируют ствол дерева, и мы точно знаем, что здоровье и сила дерева зависит от каждого кольца, — рассказали авторы.
Основу сада сделают из бетона. Авторы планируют напечатать ее на 3D-принтере.
«Легенда Апшерона»
Дизайнеры из Баку разработали этот проект, вдохновившись Апшеронским полуостровом. С высоты он похож на клюв огромной птицы.
Апшерон переводится как «соленая вода»: вся земля здесь пропитана морской водой.
— Если обернуться на семь поколений назад, можно увидеть, как из безжизненной пустыни поколение за поколением этот край превращался в цветущий оазис с великолепным городом в самом его сердце — Баку, — рассказали авторы.
Дизайнеры отметили, что превратить Апшерон в цветущий сад было очень непросто, так как на острове практически нет плодородной почвы. Здесь всё наоборот — нефти хоть отбавляй, а земля подобна золоту.
— Только благодаря неустанному труду садовника, о чудо, на Апшероне стали расти и давать сладчайшие плоды инжир, виноград, отлично прижились оливы и великолепные гранаты, — рассказали дизайнеры.
«Ковчег»
Сад «Ковчег» планируют расположить на акватории городского пруда. Проект создан екатеринбургскими дизайнерами.
Концепция строится на библейской истории о Ноевом Ковчеге. Перед Всемирным потопом Бог велел построить Ною корабль и взять туда свою семью и по паре животных каждого вида.
— Ковчег в нашем саду — это деревянный «корабль с палубами». Символами семьи Ноя и будущих поколений людей являются множество разновеликих берёз, растущих в Ковчеге. Берёзы, как и семья, связаны между собой «кровными узами» как в близком родстве современности, так и в исторической связи поколений. Деревья помогают друг другу и «поддерживают» в «трудное время», — рассказали авторы.
Ярко-красные подпорки — не только декоративный элемент. Они служат для устойчивости сада.
— В условиях недостатка глубины грунтов и большой ветровой нагрузки необходимо увязать стволы в единую каркасную систему, чтобы избежать заваливания деревьев. Каркасная система в несколько ярусов позволяет более эффективно решить эту задачу.
Наш сад является в своем роде уникальным водным плавающим инфраструктурным объектом. Ковчег имеет три палубы-пирса, позволяющие пришвартоваться небольшим лодкам, чтобы посетители могли попасть в наш сад, — отметили создатели проекта.
Какой проект вам понравился больше всего?
В прошлом году фестиваль в Екатеринбурге задержался всего на десять дней. В день открытия сада на площади 1905 года мы провели экскурсию по нему в прямом эфире. И хоть мэр Алексей Орлов предложил засадить деревьями парковку на площади 1905 года, растения оттуда всё же решили убрать.