В самом центре Екатеринбурга, возле Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского уже несколько лет сидит пожилой мужчина. Буквально каждый день он приходит сюда со стопкой книг, которые читает с утра до вечера, в любую погоду. Зовут его Михаил Юрьевич. Журналистка E1.RU не прошла мимо и расспросила дедушку о его судьбе.
Узнать Михаила Юрьевича очень просто: у него аккуратное светлое каре, длинная седая борода, очки. Затеряться на серой улице ему не дает раскрытый ярко-красный зонт, под ним — книги и пара пакетов с вещами. Возле мужчины на картонке лежат крест и иконы, а в руках — Евангелие. Большинство прохожих пробегают мимо — даже если и смотрят в сторону старика, не останавливаются. Некоторые задерживаются, чтобы бросить милостыню в ведерко из-под майонеза.
На перекрестке 8 Марта — Ленина Михаил Юрьевич обитает с лета 2020 года. Не подумайте, он не бездомный: екатеринбуржец рассказал E1.RU, что живет неподалеку вместе с товарищем и белой кошкой Снежаной, или Снежкой. Детей у него нет. Сюда наш собеседник приходит, потому что тут интереснее, чем прозябать дома в одиночестве. Друг работает на стройке и составить компанию обычно не может. Сам же Михаил не работает, хотя и на пенсию еще не вышел.
— Вообще-то я учился на историка, университет оканчивал. Немного работал историком, больше в экспедициях. Исторические экспедиции по разным местам. Можно сказать так, я несколько районов области прошел пешком. В 80-е годы советские по дороге идешь — кто-нибудь тебя всё равно подберет, а не подберет — и так дойдешь километров 20. Молодой, че, — рассказывает Михаил Юрьевич.
Карьеру историка он прекратил по нескольким причинам, одна из них — «страна развалилась». После этого Михаил начал продавать книги в торговом ларьке. И брался за любую подработку.
— Такие годы были, надо было что-то придумывать — я и придумывал, — вспоминает екатеринбуржец.
Возле станции метро «Площадь 1905 года» дедушка ничего не продает. Просто сидит и читает книги, беседует, иногда слушает музыку, доносящуюся из-за стен консерватории, куда сам ходил на концерты в молодости. Некоторые из песен он уже знает наизусть и смело подпевает. А сейчас берется только за физическую работу.
— Знаете, в мое время поговорка ходила «Бери больше, кидай дальше», — поясняет Михаил Юрьевич.
До дома наш собеседник ходит пешком — он живет всего в трех километрах от станции метро. На улице тоже не всегда сидит на месте: иногда встает, двигается, ходит в храм. Книги и иконы берет обычно в храме. Читает он в основном церковную литературу, хотя раньше отдавал предпочтение художественной.
Михаил не сразу пришел к вере. Началось всё с любви к историческим памятникам, особенно его впечатлили старинные храмы Центральной России. На экскурсиях, когда он еще работал историком, часто заходил в монастыри. В 90-е годы, когда приезжало много иностранных проповедников, крестился в протестантской церкви, уже потом перешел в православную.
Одет дедушка опрятно, книги аккуратно лежат на пакетах с вещами. А вот руки у него израненные.
— Обдуло, — объясняет он. — У меня весной обычно такое бывает, потом всё сходит, руки загорают. Заживет быстро, если не будет сырой погоды.
На улице довольно шумно из-за машин, разговаривать сложно. Михаил Юрьевич тоже это отмечает и называет гудящие машины самолетами. По его мнению, ДПС стоит получше смотреть за шумными автомобилистами и мотоциклистами, особенно по ночам.
Дедушку полиция отсюда не прогоняет, да он никому и не мешает. Прохожие, по его рассказам, подходят побеседовать, иногда задают вопросы на духовные темы. Еще обращаются к нему, как в справочную. Спрашивают, где что находится, какие есть достопримечательности. Сейчас Михаил в основном общается со случайными прохожими и с теми, с кем уже успел познакомиться.
Молодость у Михаила Юрьевича была не менее интересная. Будучи подростком, он с друзьями иногда хулиганил. Дедушка с восторгом вспоминает те времена.
— У нас было такое соревнование — называется «бег от милиции». Мы рядом с лесом жили. В лесу затаимся иногда, видим: машина едет милицейская. Мы их останавливали, чтобы они за нами бегали, — вспоминает Михаил, громко смеясь. — Иногда ловили. До отдела довезут, подержат, отпустят. Адреналинчик такой был.
Со старыми друзьями дедушка давно не общался, кого-то из них уже нет в живых. Встретиться с некоторыми он был бы не против, да не получается. Возле консерватории Михаил Юрьевич временами наблюдает за прохожими. Заметил, что екатеринбуржцы стали чаще читать бумажные книги на улице.
— Лет пять-шесть этого практически не было. Книги живые читают. Вот идет молодой человек или девушка — читают. Не все в эти смартфоны смотрят… Я как-то всегда предпочитаю живые книги, — отметил екатеринбуржец.
Когда-то журналисты пробовали попрошайничать на улицах — почитайте, что из этого получилось.
Также мы рассказывали, откуда берутся бездомные и как нуждающихся бесплатно кормят в городах России. Прочитайте авторскую колонку директора одного из благотворительных приютов, где помогают бабушкам и дедушкам, оказавшимся на улице.
А еще мы показывали, как встречают Новый год и какие желания загадывают одинокие люди, живущие в приюте в Цыганском поселке. И публиковали репортаж с теплотрассы, где бездомные выживают в морозы.