Пожалуй, каждый, кто мечтал о своем деле, рассматривал бизнес по франшизе. Его проще начать и легче вести. Но не все знают, что франчайзинг может быть разным — прямым или обратным. В чем разница между двумя этими типами и почему растет популярность ретейл-франчайзинга, уральские предприниматели узнали на бизнес-встрече, которую провела в Екатеринбурге федеральная торговая сеть.
— Продуктовый ретейл — один из самых стабильных сегментов на российском рынке. Наша отрасль из года в год показывает рост. И даже в 2019 и 2020 годах, когда рынок был нестабилен, продуктовый ретейл сохранял свои позиции, — прокомментировала руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети «Пятёрочка» Валерия Осташева. — По прогнозам экспертов, оборот продовольственного ретейла в 2024 году составит 22,5 триллиона рублей. К 2030 году он достигнет уже 30 триллионов рублей.
Ретейлер предлагает предпринимателям становиться партнерами, заходить на этот рынок и открывать в Свердловской области свои магазины под федеральным брендом. О схеме сотрудничества детально рассказали на встрече.
В чем суть обратного франчайзинга?
Начать бизнес и зарабатывать в продуктовом ретейле проще, если компания-франчайзер предлагает обратную франшизу. Чем она отличается от прямой? В обоих случаях франчайзи платят паушальный взнос за право вести свой бизнес под известным брендом, делают ремонт, закупают необходимое оборудование, самостоятельно набирают персонал и управляют магазином. На этом сходство заканчивается.
При прямой франшизе предприниматель самостоятельно определяет, какой товар будет у него продаваться, закупает его, устанавливает цены, занимается маркетингом и платит роялти — лицензионное вознаграждение автору франшизы. При этом он обладает долей предпринимательской свободы, может привносить новшества, тестировать разнообразные фишки и самостоятельно отвечать за результат.
Обратная франшиза позволяет открыть собственный магазин и получать прибыль даже без опыта в этой сфере. Головная компания берет на себя всё, что связано с ассортиментной матрицей, логистикой товара, ценообразованием и маркетингом. Франчайзи на старте получает экономию порядка 7 миллионов рублей: примерно такая сумма понадобится, если самостоятельно закупиться товарами к открытию магазина. Кроме того, предпринимателю не нужно платить роялти. В конце месяца он получает агентское вознаграждение в размере 22–23% от выручки.
При этом предприниматель обязуется строго следовать регламентам компании — франчайзера, то есть его предпринимательская свобода ограничивается. Делается это сознательно, ведь, разделяя ответственность с франчайзи, материнский бренд хочет быть уверен, что клиенты партнерского магазина будут так же довольны, как и при посещении точки, которая управляется главным офисом.
Получается, прямая франшиза больше подходит предпринимателям, уже имеющим опыт в ретейле и готовым самостоятельно управлять товарооборотом. Но при этом все риски, которые несет в себе такая свобода действия, бизнесмен тоже берет на себя. Обратная франшиза — идеальный вариант для предпринимателя без опыта в ретейле, потому что на нем остается только управление магазином и персоналом, всё остальное делает франчайзер.
Инвестиции в открытие одного магазина составляют порядка 15–20 миллионов рублей. 8–12 миллионов уходит на закупку оборудования и еще около 7–8 — на ремонт. Также понадобится 500 тысяч рублей на паушальный взнос. При таких затратах срок окупаемости составляет не более 36−42 месяцев.
Что делать, если не хватает денег на открытие магазина?
Ретейл — дело затратное, и иначе тут быть не может. Конечно, сумма инвестиций начинающему бизнесмену покажется существенной, но сегодня существуют всевозможные меры господдержки. Этими вопросами занимается Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, действующий по программе нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
— Основные направления нашей работы — это финансовая помощь, бесплатные программы обучения, различные бизнес-мероприятия. Мы проводим консультации для начинающих предпринимателей, помогаем им выбрать организационно-правовую форму, режим налогообложения и решить все остальные вопросы, связанные с открытием своего дела, — рассказала представитель СОФПП Ксения Браун. — Программы обучения есть не только для начинающих предпринимателей, но и для действующих — тех, кто желает открыть новое направление бизнеса.
Кроме того, фонд выдает займы по ставке Центробанка и предоставляет поручительство по банковским кредитам и гарантиям. Эти финансовые инструменты позволяют предпринимателям развиваться в бизнесе на более комфортных для себя условиях.
Что на практике?
С уральскими предпринимателями на бизнес-встрече пообщался действующий франчайзи сети — Алексей Филин из Подмосковья. Он уже год развивает в Долгопрудном собственный магазин, открытый по обратной франшизе федерального ретейлера.
— У меня опыта в продуктовом ретейле не было вообще. Я больше 20 лет работал в банковском и страховом секторе. Когда решил попробовать что-то новое, выбрал именно продуктовый ретейл, потому что он казался менее подверженным меняющимся реалиям рынка, — рассказал Алексей. — Скажем так, кушать хочется всегда.
С поиском помещения под магазин помогла команда направления «Пятёрочка Франчайзинг». С хорошим трафиком покупателей дела быстро пошли в гору. Но Алексей признается, что считает себя тревожным руководителем: он делегирует часть полномочий, а контроль оставляет за собой, присутствует в магазине пять дней в неделю по три часа. Бизнесмен постоянно на связи со своими сотрудниками и вникает во все процессы.
— Если говорить об инвестициях, то всего вышло вложений примерно на 17 миллионов рублей. На строительно-монтажные работы — порядка 6,5 миллиона рублей, с подрядчиками опять же помогли в «Пятёрочке». Оборудование взял в лизинг, — добавил Алексей. — Я прошел все стадии: от «зачем я сюда влез?» до принятия и эйфории. Это сложный, но действительно интересный опыт. И, как говорится, дорогу осилит идущий.