Мы продолжаем путешествовать по окраинам Екатеринбурга вместе с SMM-редактором E1.RU Анастасией Барановой в рубрике «Эстетика Е». Настя переехала из Омска пару лет назад, так что многие места нашего города она видит впервые и с радостью их исследует. В этот раз наш выбор пал на крошечный микрорайон Рудный, который спрятался между Елизаветом и Нижне-Исетским. Поехали!
Время 11:30, мы договорились с коллегой Ириной Шутько встретиться у «Дирижабля». От остановки здесь по расписанию отходят несколько автобусов, нам нужен 97-й (раньше он носил 17-й номер).
Новый зеленый автобус приехал вовремя, внутри три валидатора. На основных маршрутах нам о них пока только мечтать (хотя эти приборы закупают, они выглядят некрасиво).
До Рудного ехать всего 25 минут. По пути смотрим из окна на Уктус. Едем и поворачиваем направо. До 1960 года поселок назывался Южным. На въезде есть небольшая стела с серпом и молотом.
Как и многие населенные пункты в советское время, Рудный появился благодаря промышленности. В 50-е годы здесь закончили строительство Кобальтового комбината, на территории рядом добывали никель и кобальт. Сейчас это Елизаветинский опытный завод закладных конструкций.
Поселок строился для тех, кто работал бы на предприятии, но в 60-е всё финансирование ушло на Таймыр. Страна сконцентрировалась на Норильске, а деньги на уральский завод почти перестали давать. В 2000 году на заводе работало около 200 человек, писал в энциклопедии «Металлургические заводы Урала XVII–XX вв.» Станислав Набойченко.
Мы вышли на остановке вместе со всеми. В субботнее утро не так много человек возвращалось в город, места хватило всем.
Ирина, у которой в поселке раньше жила бабушка, и здесь же прошло детство, рассказывает, что на этой остановке раньше проходили дискотеки. Подростки приходили с магнитолой, включали музыку и зажигали, а в этом киоске покупали пиво. Отзывы в 2ГИС у этой торговой точки сейчас только положительные (не на каждый магазин такое найдешь!). Местные жители пишут, что всегда покупают тут кофе и продукты, хвалят продавцов.
В поселке раньше было два магазина — верхний (где мы сейчас находимся) и нижний. Ирина вспоминает, что в верхнем она когда-то покупала йогурт за 14 рублей. Ох, нам бы в 2024 году такие цены!
Сейчас магазинов в поселке значительно больше, есть даже сетевые — например, «Магнит».
Мы начали осмотр с улицы Москвина. По пути сразу встречается заброшка — дом около школы. Местные называли его «дом-дурдом», потому что из-за аварийности в нем не было никаких удобств. Еще два года назад он выглядел идеально, но сейчас тут нет крыши, кто-то растаскал кирпичи, а дверь пытались заколотить. Теперь единственный житель здесь — сквозняк, а гости — местные дети.
Этот дом в 2019 году признали аварийным. В 2021 году там всё еще жили люди, но затем коммунальщики отключили электричество и отопление. Кстати, после расселения жильцов здание горело уже минимум дважды.
Сразу за ним единственный современный дом в поселке — это 14-этажный ЖК «Рудный», его построили в 2017 году.
По пути встречались люди, мы уловили от них спокойствие. Всего 25 минут от города — а на душе становится теплее. Машин практически нет, все ходят пешком, слышно только птиц.
Наше внимание сразу привлек еще один заброшенный дом. Судя по обоям и оставленной мебели, его расселили совсем недавно. Мы не стали подниматься на второй этаж, заглянули только в один подъезд. А потом к нам пришла кошка, осмотрела, пару раз мяукнула и ушла.
Мы осмотрели еще два жилых дома, заходили в подъезды. Это первый.
А вот еще один жилой дом. У обоих деревянные лестницы и пол, но есть и отличия. Первый — просто с парой квартир на этаже, а второй больше похож на общагу: на этаже пара коридоров — направо и налево, в каждом по несколько квартир.
По всему поселку много мини-огородов — и около домов, и просто на отдельной территории посреди леса. Много покосившихся заборов. Тропинка тут вытоптана — очевидно, люди ходят к своим владениям и в лес.
Встречаются еще дома середины XX века, в которых жили рабочие. Внутри всё тоже деревянное. Запах стоит ужасный, долго там находиться тяжело, если только вы не успеете к нему привыкнуть. В некоторые подъезды можно попасть просто так, через деревянные двери, но вот по пути дальше уже установлены домофоны.
Дальше — еще один супердом по меркам поселка: три этажа, внутрь не попасть.
Потом мы пошли к более современным домам. Квартиры здесь сейчас стоят от 3,7 миллиона рублей (за 49 квадратных метров).
Нам осталось посмотреть еще одну жилую часть поселка, с домами на Амбулаторной улице. Все они были построены в середине прошлого века. Дома выглядят опрятно, а вот сарайки еле держатся.
В конце улицы расположено отделение общей врачебной практики. Раньше здесь было геронтологическое отделение психиатрической больницы № 6. Теперь вход заброшен, у него навалено много снега, который никто не убирает.
В 2020 году здесь на постоянной основе проходили лечение 15 пациентов — пожилые люди с тяжелыми интеллектуальными расстройствами (слабоумием). Их должны были перевести в дом № 14 в переулке Кустовом (в 21 километре от Рудного).
Чтобы завершить прогулку, мы вернулись на ту улицу, по которой проезжал автобус. Местная достопримечательность — школа, у которой раньше был номер 54. В ней учатся начальные классы, а еще сюда планировали впихнуть школьников из других заведений. Всего тут 150 учебных мест после капремонта, который закончили в 2017 году.
В 2008 году школу присоединили к 131-й. У нее есть свой музей, футбольное поле, беговые дорожки, волейбольная и баскетбольная площадки.
Если пройти дальше, до конца улицы Адмирала Ушакова, можно найти захоронения сибирской язвы. Мы всё-таки решили не идти туда, ведь скоро приедет автобус... Но фото у нас есть: ранее E1.RU писал, что недалеко от скотомогильника могли появиться жилые дома.
В апреле 1979 года в 19-м военном городке Свердловска случился выброс. В атмосферу попали смертоносные штаммы сибирской язвы. Ядовитое облако ветром отнесло в сторону Вторчермета и окрестностей Керамического завода. После этого в городе началась эпидемия. Жертв вспышки похоронили на Восточном кладбище, а в Рудном закопали заразившийся скот.
— Была подтверждена гибель 64 человек. Естественно, люди считали, что власти, как обычно, приуменьшают масштабы катастрофы. Первых увозили и захоранивали в самом дальнем углу существующего кладбища, это как раз Восточное. На их могилах не указывали причины смерти, а хоронили их в закрытых гробах, — рассказывала нашим коллегам историк Татьяна Мосунова.
Позже власти официально признали, что это был выброс биологического оружия.
На этом я заканчиваю рассказ о Рудном. Конечно, можно было пройтись до захоронений и проехаться до завода, но меня больше интересует жилая часть поселка (в том числе заброшенная).
Рудный я запомню как тихий и спокойный поселок. Здесь отдыхаешь головой, привычного городского шума нет, а ехать до Екатеринбурга совсем недолго. Для маленького поселка тут удивительно много ухоженных зданий: на три заброшки пришлось несколько современных домов и старых с капремонтом.
Ранее Настя прогулялась по микрорайону Большой Конный полуостров, который застрял в прошлом.
Обратите внимание и на другие фоторепортажи Анастасии Барановой: например, на зимнее путешествие в Верхотурье, с его храмами и фермой альпак, и на необычные виды Екатеринбурга, снятые камерой кнопочного телефона.