7 февраля в Екатеринбурге в последний путь провожают известного в городе журналиста и политолога Эдуарда Худякова. В минувшие выходные он скончался в реанимации. Ему было 50 лет.
Эдуард Худяков работал специальным корреспондентом «Интерфакс Урал», был ведущим аналитической программы «Эпилог» на АТН. В 1999 году он пережил нападение и получил ножевое ранение. В нулевых он работал на выборах как пиарщик и политолог. В 2009-м он сам выдвигался в городскую думу Екатеринбурга, но депутатом не стал.
В этом онлайн-репортаже мы собирали воспоминания об Эдуарде его коллег и близких.
О смерти Эдуарда Худякова стало известно утром 4 февраля. Супруга Ирина рассказала E1.RU, что у него была затяжная двусторонняя пневмония.
Эдуарда похоронят на Широкореченском кладбище. Отпевание проходит в Ивановской церкви. Сейчас там собираются родные и коллеги известного журналиста.
Эдуарда отпевает митрополит
В церкви началось отпевание, службу проводит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Владыка называл Эдуарда своим другом.
— Все вспоминают [о нем] только хорошее, а хорошего в Эдуарде было невероятно много. Завтра встретимся с ним на отпевании в Иоанно-Предтеченском соборе на Репина. Часто бывали здесь вместе. Последний раз — после службы в Рождество. Он светился радостью. После причастия. Принес в подарок банку вишневого варенья, чтобы я не болел. А сам вот заболел. И ушел. Ушел к Богу, которого знал и любил. О котором говорили с ним, к которому ездили в Иерусалим, — написал накануне в своем телеграм-канале митрополит.
Проститься с журналистом пришло много коллег и друзей. Всего в храме сейчас более ста человек. Среди них бывший декан журфака УрФУ Борис Лозовский, он представляет Союз журналистов Свердловской области.
Также здесь советник губернатора Вадим Дубичев, вице-мэр Сергей Плахотин, бывший депутат Виктор Тестов, директор Фонда святой Екатерины Александр Андреев и другие известные уральцы.
Ранее воспоминаниями об Эдуарде Худякове с E1.RU поделился глава Свердловского творческого союза журналистов Александр Левин. Он назвал коллегу журналистом с большой буквы.
— Он основал бюро «Интерфакса» в начале 90-х, это было уникальное время. Тогда были практически только государственные СМИ и, кроме ТАСС, мы не знали ничего. И тут вдруг такой вольнолюбивый, доступный, интересный, эффективный «Интерфакс». Когда я работал пресс-секретарем [губернатора Эдуарда Росселя], мы встретились с руководителем «Интерфакса» Борисом Грищенко. Был ряд кандидатур [на должность главы уральского отделения], но, когда спросили мое мнение, я назвал Худякова. Через какое-то время он пришел ко мне и сказал, что «Интерфакс» выбрал его по моей рекомендации.
Все эти годы мы поддерживали человеческие, партнерские отношения. В последние годы встречались на футболе, он фанат «Урала», ходил с сыном на все матчи, мы обменивались мнениями об играх. Очень жалко, что он ушел, — поделился Александр Левин.
Над гробом Эдуарда с речью выступил митрополит Евгений:
— Мы пришли проститься с человеком, который был отцом, мужем, другом, одноклассником, коллегой. С человеком, который открыл себя каждому какой-то стороной своей большой души. Каждый из нас понимает, что больше не будет возможности услышать совет от него. Я увидел, когда вошел в храм, два состояния души. Одно из них — страх. Второе — печаль.
Сегодня мы передаем Эдуарда Христу, с которым у него были глубокие и таинственные отношения, как у каждого. Эдуарда крестили как Димитрия, а когда он узнал, что может носить имя своего святого Эдуарда, очень переживал. Не возьмусь описать, что переживают сегодня Ирина, дети. Это как отрубили руку и нечем заменить эту пустоту. Но если мы любим Христа, мы должны знать, что смерти нет, мы идем от одной жизни к другой [небесной]. Кроме печали, должна быть радость от того, что Эдуард пришел к своему господину, отцу.
Он много трудился, чтобы заботиться о своей семье. И сейчас сказал бы нам: «Поддержите семью». Я хотел бы эту просьбу от его имени ко всем обратить и сам сделаю это.
В храме звучат заупокойные песнопения, раздаются рыдания близких. Начинается гражданская панихида.
Одним из первых выступает Борис Лозовский.
— Свердловский союз журналистов приносит свои соболезнования и факультет журналистики также скорбит по поводу ухода из жизни одного из самых ярких наших студентов. Я был руководителем его дипломной работы про становление регионального агентства «Интерфакса». Есть в журналистике такой прием «проверено на себе». Это вся его жизнь. Со школы он пытался проверять на себе все. Он так вел политинформацию в школе, что учителя из других школ приходили поучиться. В 15 лет «КП» опубликовала его заметку «Хватит Маршей», после чего в городе начали реформировать пионерское движение. Это опробование на себе возможностей и последствий свободного выражения мнения журналиста сформировало его характер, — говорит бывший декан журфака.
Советник губернатора Вадим Дубичев передал близким Эдуарда Худякова слова скорби от главы региона Евгения Куйвашева и членов правительства.
— Мы прощаемся с легендой уральской журналистки. Эдик, мне тебя очень не хватает. До конца нашей земной жизни нам будет тебя не хватать. Прости, если чем-то обидел. Всегда уважал тебя как профессионала и как друга. Пусть земля тебе будет пухом! — сказал Вадим Дубичев.
Далее с речью к скорбящим от имени однокурсников обращается Александр Соловьев:
— Приношу соболезнования всем близким. Утрату не восполнить ничем. Эдик очень любил жизнь и себя в этой жизни. Казалось, он смотрит на себя со стороны и соизмеряет с собой каждый свой поступок. Иногда казалось, что это самолюбование, но это не так. Это был человек огромного таланта, который написал свою страницу в журналистике России. Это поймут те, кто будет читать и смотреть его тексты и передачи. Он говорил с огромным количеством людей на понятном им языке. Он был другом. Его шутки останутся навсегда в стенах общежития и наших душах, — поделился Александр Соловьев.
Он отметил, что Эдуард жил насыщенной и полноценной жизнью, у него было много друзей и столько же врагов.
— Как свеча, они кого-то сорел, кого-то обжег. Он так жил. Спи спокойно, дорогой товарищ! — заключит друг Эдуарда.
Подруга Эдуарда Екатерина Кольцова сразу оговаривается, что она не журналист и что ей сложно говорить, поэтому зачитывает свою прощальную речь.
— Эдик, я буду по бумажке, ладно? У взрослого человека жизнь — это семья, друзья, работа. Мне посчастливилось быть во всех сферах жизни Эдика. Мы дружили, я стала крестной его дочек. Семья, получается. Его дружба уникальна. Слава богу, без предрассудков. Дружба между мужчиной и женщиной существует. Искренняя, честная, долгая, понимающая и принимающая. Это и гостеприимство, уникальный юмор, кулинарный талант. Напоминание, что надо бы почаще приходить к его детям: «Ты же крестная фея».
Перед тем как он уехал в больницу, я написала ему, чтобы он держался и что мы в него верим. Эдик ответил: «Спасибо, Катюха, ты настоящий друг, а не поросячий хвостик». Мы будем скучать по тебе и по твоему уникальному чувству юмора. Хоть и неуместно, хотела бы пошутить. Но так, как у тебя, не получится. Спи спокойно. Я тебя люблю, — сказала Екатерина.
Дочь журналиста Софья не может сдержать слёз, она зачитывает свою речь и рыдает:
— Дорогой папа. Жизнь коротка, всё произошло очень быстро. И речь моя будет очень короткой. Я никогда не забуду, как ты назвал меня принцессой Будур. Обещаю, ты будешь сильно гордиться мной. Спасибо, что подарил нам жизнь, мы не подведем тебя. Покойся с миром, папа.