В бешеном ритме современной жизни сложно вспомнить, что произошло накануне. События сливаются в бесконечную ленту, которая крутится как на старом кассетном видеомагнитофоне и показывает нам кино с экранов ТВ и телефонов.
Корреспондент E1.RU Даниил Румянцев ставит фильм на паузу и вспоминает самые важные события прошедшей недели, которые случились в Екатеринбурге. Мы хотим оглянуться на них и еще раз обсудить, чтобы понять, что происходит и как нам с этим жить.
Авария под Новоуральском
Последняя январская неделя ознаменовалась страшной трагедией — в ДТП под Екатеринбургом погибли четыре человека. Автобус вез детскую хоккейную команду с турнира в Уфе. В самом конце пути, уже на подъезде к Новоуральску взорвалось колесо, и автобус на полном ходу врезался во встречный Citroën. Водитель и два пассажира легкового автомобиля погибли, скончался и тренер хоккейной команды, когда его везли в машине скорой помощи. Двоих детей доставили в больницу, одному из них потребовалась операция.
Всё это случилось в понедельник, 29 января. Еще несколько дней мы узнавали подробности этой трагедии. Каждая из них открывала новый печальный сюжет. Скончавшийся тренер Виталий Плешков — известный в хоккейном мире наставник молодежи. За сорок лет работы в спортшколе «Кедр» через руки Виталия Плешкова прошло столько пацанов, что не будет преувеличением сказать — его знал весь город. Уверен, в Новоуральске учредят хоккейный турнир памяти Виталия Алексеевича.
Не сразу стало известно, кто ехал в легковой машине. Потом мы узнали, что там находились начинающий риелтор, 43-летняя Наталья Ж., и два сослуживца, 30-летние Никита Ошурков и Александр Воробьев, друзья с детства. В тот день они ехали из Новоуральска, чтобы оформить документы и забрать ключи от новой квартиры в Екатеринбурге, для покупки которой Александр использовал армейский сертификат. Никиту он просто пригласил с собой за компанию. Последний сюжет в этой истории связан со сделкой: продавец квартиры уже передал на нее права, но еще не получил деньги от банка.
И Никита, и Александр ездили на СВО. Они вернулись живыми из многомесячной опасной командировки. Но волею судеб погибли во время обычной поездки по мирной трассе.
Мы рассказали об этой страшной трагедии всё, что смогли узнать. Остаются вопросы. Прежде всего — о состоянии автобуса. Он точно был исправен перед поездкой? Насколько изношены его колеса, да и остальные детали тоже? Кто выпускал машину в рейс?
Следователи завели уголовное дело. Неясно, для чего арестовали бедолагу водителя, да и владельца автобуса тоже. За рулем был шестидесятилетний Игорь Миненко, разве он стал бы скрываться? Заметать следы? Угрожать свидетелям? Директор фирмы Евгений Лобов — не матерый уголовник, а возрастной, не совсем здоровый мужчина. И для него можно выбрать другую меру пресечения, зачем сразу в СИЗО?
Только вдумайтесь: за 2023 год в Свердловской области в ДТП погибли 318 человек. Это же отдельный квартал на кладбище. Поэтому «рядовые» смертельные аварии остаются почти незамеченными, а после самых ужасных автокатастроф, как под Новоуральском, просто опускаются руки. Кажется, что, пока есть бензин, люди будут умирать в авариях. Но сохранить жизни можно.
Возвращался на днях из Ревды по Пермскому тракту. Он скоро станет частью «путинского автобана» — широкой трассой с разделительной полосой. Лобовое столкновение будет исключено. А в таких ДТП на свердловских дорогах погибли 99 человек. Пусть на любой свердловской трассе будет разделительная полоса, и сто человек в год будут спасены. В ноябре из-за плохой погоды погибли 49 человек. Давайте снижать скорость и закрывать дороги, когда валит снег, раз уж не умеем его оперативно убирать. Пусть кто-то потеряет деньги и время, зато десятки людей будут жить.
Референдум против свалки
Скорее всего, вы не слышали об этом (хотя мы писали), но в Свердловской области пытаются организовать первый в истории местный референдум. Жители Сысертского района как могут сопротивляются коммунальным королям, которые вместе с правительством решили построить «экологический кластер» — площадку, куда на сортировку, переработку и хранение будут свозить бытовые отходы из Екатеринбурга.
25 ноября почти во всех сысертских поселках жители высказались против проекта генплана, который разрешал строительство экологического кластера. После этого депутаты Законодательного собрания решили, что жители соседних с Екатеринбургом районов не могут самостоятельно принимать свои генеральные планы в интересах развития агломерации.
Кто-то скажет: да это всего лишь борьба мусорных конкурентов. Только бизнес, ничего личного. Да, и бизнес тоже. Зря, что ли, «Спецавтобаза» строит свой центр переработки мусора рядом с Северным полигоном?
Но вообще-то сысертчане больше года борются против мусорного полигона. Они не за бизнес стоят, а за свое право жить в экологически благополучном районе. И теперь готовы пройти все круги бюрократического ада, чтобы добиться референдума. На каждом круге сельские жители рискуют получить отказ от местной избирательной комиссии либо от муниципальных депутатов. Однако они всё равно стараются использовать законные возможности сказать нет, несмотря на давление властей. Многие из них — бюджетники, и инструментов воздействия на простой народ много. Но пока люди не сдаются.
Современный полигон для сортировки и переработки отходов Екатеринбургу необходим. Северный исчерпал свои возможности, Широкореченский рекультивировали. И если не найти новую площадку, мусор просто некуда будет вывозить.
Но правительство пока так и не дало внятного ответа на главный вопрос: почему полигон решили строить в одном из самых экологически чистых районов Свердловской области, в полутора часах езды от Екатеринбурга? Да и еще после того, как в район вложили миллиарды рублей на развитие туризма, а люди стали ездить в Сысерть на отдых. Более того, этот город не зря называют «Уральской рублевкой», ведь там живут и высокопоставленные чиновники, и известные предприниматели. Убедительно объяснить им всем, для чего именно там строить свалку нового поколения, пока никто не сумел.
Русских не бывать кандидатом
Кстати, на тему мусорного полигона в Свердловской области могла бы опереться в своей агитации на малой родине Рада Русских — несостоявшийся кандидат в президенты. Екатеринбургский косметолог и блогер решила баллотироваться. Вышло довольно позорно, но не потому что она хотела реализовать свое пассивное избирательное право, тут молодец.
Рада Русских должна была собрать триста тысяч подписей, а собрала только… 476. И это при полумиллионе подписчиков! Так себе аудитория, получается, никакой поддержки. А ведь Русских продвигает экологическую повестку, и логично было услышать от нее предложения, как решить проблему полигона. Так у нее был шанс заинтересовать хотя бы свердловских избирателей, получить дополнительные подписи. Она так не сделала.
У нас уже был президент-земляк. Не удивлюсь, если первая женщина-президент России тоже будет из Свердловской области. Но не после ближайших выборов.
Может ли женщина стать президентом России?
На прошлой неделе мы размышляли, чему нас учат истории кота Твикса, Наташи с Уралмаша и автохама-подрядчика мэрии.