Мы рассказывали, как в Екатеринбурге с фирмы автора и соратника «Уральских пельменей» Игоря Истомина суд взыскал 9 млн рублей. Это случилось через восемь месяцев после его смерти на СВО. Вдова узнала о крупном долге мужа только в тот момент, когда стала вступать в наследство. Адвокат АК LAWGUARD Тихон Мехонцев, специализирующийся на гражданском праве, объяснил, перейдет ли на наследников этот долг и какие риски несет вдова.
Как появился долг
В 2016 году с Истоминым заключил договор на постройку коттеджа в СНТ «Шишкино» (Березовский городской округ) Алексей Одегов. Стоимость работ оценили в 4 миллиона рублей, сроком их окончания было 30 сентября 2016 года. Фирма «Мастеровой» поставила коттедж («коробка», крыша и окна), однако, по словам Одегова, строительные работы были выполнены не полностью. Акт приема-передачи стороны не подписали, договор не исполнили (дом был зарегистрирован как объект незавершенного строительства в 2022 году).
30 ноября 2022 года Алексей Одегов и его финансовый управляющий Дмитрий Чупраков уведомили компанию «Мастеровой» о расторжении договора (путем неудачной попытки вручения корреспонденции) и подали в суд, требуя взыскать с компании в пользу Одегова неосновательное обогащение в виде 4 миллионов рублей, а также неустойку в размере 8,2 миллиона рублей за период с 1 октября 2016 по 30 ноября 2022 года.
Судья удовлетворил иск частично. С компании «Мастеровой» взыскали около 700 тысяч рублей неосновательного обогащения (4 миллиона минус затраты на уже проведенные работы), а также неустойку в размере 8,2 миллиона.
Кому перейдет фирма мужа и ее долги?
— Правопреемство в рамках наследства является универсальным: невозможно принять одно, а другое не принять. Поэтому доля в ООО «Мастеровой» перейдет вдове независимо от ее желания, — считает Тихон Мехонцев. — Доля в уставном капитале также переходит к наследнице. Но если она хочет в дальнейшем участвовать в судах, то ей необходимо будет перерегистрировать на себя фирму.
Можно ли взыскать с наследников долг фирмы?
— В части долгов общества с ограниченной ответственностью наследники могут опасаться только субсидиарной ответственности, которая переходит наследникам в общем порядке — в пределах наследственной массы, о чем высказывался Верховный суд РФ в 2019 году, — объяснил Тихон Мехонцев.
По его словам, кредиторы могут подать в суд, чтобы привлечь к субсидиарной ответственности наследников, в данном случае — вдову Истомина. Но просто так к субсидиарной ответственности привлечь нельзя, нужен ряд обстоятельств.
— Общая суть причин привлечения к субсидиарной ответственности — недобросовестное, неразумное поведение директора или совершение им умышленных действий, повлекшее причинение убытков кредиторам. Например, если бы он полученные 4 миллиона потратил не на постройку дома, а на свои личные нужды, хотя и там есть сроки давности, — пояснил эксперт, — Обратиться за привлечением к субсидиарной ответственности возможно только в рамках банкротства общества (что дорого) или в случае принудительного исключения общества из ЕГРЮЛ в результате недобросовестного и неразумного поведения (чего возможно избежать).
Стоит ли опасаться и не вступать в наследство?
— При прочих равных, при добросовестном поведении директора, учитывая массу ограничений при привлечении лица к субсидиарной ответственности и активной защите, возможность переложения долгов общества на наследников видится призрачной, — полагает Тихон Мехонцев. — При этом при нарушении прав на судебную защиту всегда имеются шансы на существенное снижение неустойки, что отобьет желание у кредиторов развивать направление взыскания долгов с наследников.
При этом эксперт посоветовал не пускать это дело на самотек, а попытаться закрыть вопрос с долгом.
— Шансы на взыскание всегда есть, даже если они 1 или 2%. На месте вдовы я бы, конечно, не стал отказываться от наследства, но, если есть финансовая возможность, рекомендовал бы закрыть этот вопрос раз и навсегда путем защиты своих прав через суд, можно попытаться восстановить сроки, — полагает адвокат.
О том, как, не зная о смерти Игоря, его вызвали в суд и как шел процесс, мы рассказывали ранее. В отсутствие ответчика судья удовлетворила требования истца.
Игорь Истомин был известным бардом и легендой свердловского стройотряда — того самого, из которого когда-то вышли знаменитые «Уральские пельмени». Он числился пропавшим без вести несколько месяцев.
Прочитайте репортаж с его похорон. Звезды «Уральских пельменей» приехали, чтобы проститься со своим товарищем. У Игоря Истомина остались жена и трое детей, двое из которых несовершеннолетние. Близкая подруга барда поделилась воспоминаниями о нем.